AruNa
AruNa
AruNa


Открытый мастер-класс:"Система Рэйки Усуи Риохо".

Ищите пути, а не их достижения.

Люди - смертные Боги, а Боги - бессмертные люди. Учение Гермеса.

Действует Закон, а не рука наказующая.

Воображение важнее, чем знание. Альберт Эйнштейн.

Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми. Кастанеда.

Тот, с кем случается чудо, об этом не знает. Мудрецы Талмуда.

Мудрец избегает всякой крайности. Муслихаддин Саади.

Последние темы
» Что есть прана?
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вт Июл 21, 2020 1:25 am автор Lucie

» Целительные кристаллы
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Июл 10, 2020 12:05 am автор Lucie

» Удивительный мир камней
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Июн 21, 2020 11:58 pm автор Lucie

» Техника центрирования
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Июн 21, 2020 12:36 am автор Lucie

» Аюрведа и западное мышление.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вт Июн 16, 2020 8:10 pm автор Katrina

» Медитация – состояние не-ума
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Июн 13, 2020 8:54 pm автор Lucie

» Роль созерцания в духовном развитии
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Июн 12, 2020 2:06 am автор Lucie

» Наблюдение и его ценность
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Июн 12, 2020 1:58 am автор Lucie

» Древнее искусство лечения камнями
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Май 23, 2020 3:16 pm автор Lucie

» Звук - инструмент создания и изменения энергии
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Май 07, 2020 5:45 pm автор Lucie

» Воздействие цвета на человека
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Май 07, 2020 5:41 pm автор Lucie

» Праническая подзарядка
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Апр 12, 2020 10:56 pm автор Lucie

» Медитативное расслабление с кристаллами
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Апр 10, 2020 12:26 am автор Lucie

» Эфирные масла. Иланг-иланг.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Апр 03, 2020 6:50 pm автор Lucie

» Пандемия. Помощь минералов в период кризиса
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Апр 02, 2020 8:24 pm автор Lucie

» Аюрведа. Пища и ум.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Мар 28, 2020 5:25 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Грейпфрут
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Мар 27, 2020 1:18 am автор Lucie

» Схемы укладки камней
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Мар 27, 2020 12:31 am автор Lucie

» Простая практика гармонизации
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Мар 27, 2020 12:25 am автор Lucie

» Эффективный подбор камней в украшениях
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пт Мар 27, 2020 12:15 am автор Lucie

» Акция. Подбор камней для решения ваших задач.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Мар 11, 2020 1:11 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Манипуры
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вт Мар 10, 2020 4:05 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Сахасрары
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вт Мар 10, 2020 3:50 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Анис
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Мар 04, 2020 9:28 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Базилик
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Мар 04, 2020 9:06 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Ветивер
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Мар 04, 2020 8:20 pm автор Lucie

» Гармонизация беременности при помощи камней
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пн Мар 02, 2020 12:58 am автор Lucie

» Камни для учебы
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пн Мар 02, 2020 12:44 am автор Lucie

» Камни и косметика
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пн Мар 02, 2020 12:36 am автор Lucie

» Камни для укрепления брачных уз
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пн Мар 02, 2020 12:20 am автор Lucie

» Камни для будущей матери
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пн Мар 02, 2020 12:09 am автор Lucie

» Камни для гармонизации Аджны
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 11:53 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Вишудхи
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 11:45 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Анахаты
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 11:35 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Свадхистаны
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 10:50 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Муладхары
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 10:39 pm автор Lucie

» Психофизиологические аспекты воздействия минералов на человека
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 5:41 pm автор Lucie

» Камни для сохранения молодости и красоты.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 5:11 pm автор Lucie

» «Каменные» секреты Клеопатры.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Мар 01, 2020 4:39 pm автор Lucie

» Дыхательная медитация
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Фев 27, 2020 5:37 pm автор Lucie

» Цель и побочный результат Йоги
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Фев 27, 2020 4:39 pm автор Lucie

» Ступени Йоги
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Фев 27, 2020 4:26 pm автор Lucie

» Приглашение на семинар «Мир камней. Каменная вода и минеральные эликсиры»
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вт Фев 18, 2020 4:50 pm автор Lucie

» Ароматы для романтического вечера
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Фев 16, 2020 10:47 pm автор Lucie

» Йога. Девять помех концентрации
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Янв 11, 2020 7:50 pm автор Lucie

» Суп из шпината
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Ноя 21, 2019 7:30 pm автор Lucie

» Комбинирование пищевых продуктов в Аюрведе
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Ноя 21, 2019 7:19 pm автор Lucie

» Факторы, влияющие на здоровье
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Ноя 21, 2019 7:03 pm автор Lucie

» Практика Лунного Затмения.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Окт 27, 2019 2:09 am автор Katrina

» Отпускание прошлого Силой Огня.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Окт 27, 2019 2:01 am автор Katrina

» Шаманская техника возвращения энергии.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Окт 27, 2019 1:51 am автор Katrina

» Накопление энергии и повышение энергетического тонуса.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Окт 27, 2019 1:42 am автор Katrina

» Развитие воображения с целью оздоровления.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 26, 2019 11:05 am автор Lucie

» Развитие внимания с целью оздоровления.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 26, 2019 11:02 am автор Lucie

» 6 признаков негативной энергии, от которой необходимо избавиться.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 4:58 pm автор Alexandros

» Энергия дома: 5 способов энергетического очищения.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 4:48 pm автор Alexandros

» Сожмите ладонь в кулак и узнайте свой тип личности.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 4:31 pm автор Alexandros

» Узнайте свой характер. Тест.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 4:21 pm автор Alexandros

» Интересный тест Зигмунда Фрейда.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 4:08 pm автор Alexandros

» Самый короткий тест IQ.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 4:00 pm автор Alexandros

» Три золотых правила психогигиены
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 2:41 pm автор Lucie

» Изменённые состояния сознания: молитва, медитация, гипноз.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 3:01 am автор Katrina

» Управление подсознанием.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 2:54 am автор Katrina

» Как научиться воздействовать на подсознание.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 2:45 am автор Katrina

» Воздействие на подсознание — методы и способы.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Окт 19, 2019 2:41 am автор Katrina

» Рекомендации Аюрведы на осень
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Сен 29, 2019 2:11 pm автор Lucie

» Рекомендации и предостережения по применению эфирных масел
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Май 01, 2019 9:57 pm автор Lucie

» Методы применения эфирных масел
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Май 01, 2019 9:50 pm автор Lucie

» Ароматерапия и аромапрофилактика
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Май 01, 2019 9:38 pm автор Lucie

» Тайна третьего глаза
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Янв 20, 2019 1:51 pm автор Lucie

» Лечебные звуки
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Вс Янв 20, 2019 12:10 am автор Lucie

» Психологические функции семи основных чакр
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Пн Янв 14, 2019 12:49 am автор Lucie

» Расположение семи основных и двадцати одной второстепенных чакр
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Янв 03, 2019 9:54 pm автор Lucie

» Медитация для освобождения от самоограниченности
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Янв 03, 2019 9:41 pm автор Lucie

» Медитация для самоисцеления
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Янв 03, 2019 9:38 pm автор Lucie

» Упражнение для восприятия духовного руководства
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Янв 03, 2019 9:31 pm автор Lucie

» Упражнение на восприятие видимого веса энергетического поля
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Янв 03, 2019 9:26 pm автор Lucie

» Упражнения на видение универсальных жизненно-энергетических полей
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Чт Янв 03, 2019 9:22 pm автор Lucie

» Прана - жизненная энергия Вселенной
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Сб Дек 22, 2018 11:15 pm автор Lucie

» Внутренне безмолвие.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 11:52 pm автор Kassandra

» Здесь и Сейчас - это постоянно меняющийся момент.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 11:18 pm автор Kassandra

» Устройство ритуалов очищения.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 11:13 pm автор Kassandra

» Неделание привычек.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 11:04 pm автор Kassandra

» Техника "Закрываем прошлое".
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 10:56 pm автор Kassandra

» Избавление от чувства собственной важности.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 10:50 pm автор Kassandra

» Выслеживание ЧСВ - практика "Зеркало".
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 10:46 pm автор Kassandra

» Выслеживание чувства собственной важности (ЧСВ).
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 10:42 pm автор Kassandra

» Удаление ненужных связей.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 10:31 pm автор Kassandra

» Медитация/ Исцеление судьбы в Хрониках Акаши.
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 10:22 pm автор Kassandra

» Упражнение "Ёжик событий".
Психологические аспекты Аюрведы Uia10Ср Дек 19, 2018 9:40 pm автор Kassandra

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 17, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 17

Нет

Больше всего посетителей (72) здесь было Вс Ноя 25, 2018 12:31 am

Психологические аспекты Аюрведы Iaaze_11

Психологические аспекты Аюрведы Iaaze_12
наши форумы

BANAFRIT Обитель Чёрной Королевы

Психологические аспекты Аюрведы Iaaze_13

Психологические аспекты Аюрведы Ka_110



Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Психологические аспекты Аюрведы

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Психологические аспекты Аюрведы

Основные трактаты древнеиндийской медицинской системы Аюрведа содержат множество сведений о психологии человека. Эти сведения можно считать систематизированным сводом многочисленных разрозненных описаний, касающихся психологии, содержащихся в более древних памятниках древнеиндийской культуры – от Вед ("Ригведа" и особенно "Атхарваведа") до трактатов философских школ, получивших название "шаддаршана".

Аюрведа – медико-философская традиция, органически включающая в себя достижения различных областей знания ряда исторических эпох, – занимает особое место во всем культурном наследии Древней Индии. Особое место Аюрведы обеспечивается ее стихийно-материалистическим подходом к решению многих проблем естествознания, ролью связующего звена между философскими и психологическими традициями ведической и поздневедической эпохи, с одной стороны, и, с другой – позднейшими философско-психологическими представлениями. Видимо, многие аспекты древнеиндийской философии и психологии невозможно в полной мере изучить, не рассмотрев некоторых моментов теоретических аспектов Аюрведы.

Развитие естественнонаучных воззрений древних индийцев отразилось в поздневедический период в идеях упанишад, с которыми во многом связаны философские традиции аюрведической медицины. Особое место в упанишадах занимает идея пяти элементов, лежащих в основе всего сущего: земли (притхиви), воды (апас), воздуха (вайю), огня (агни), эфира (акаша). Различные их комбинации создавали и человеческий организм, и всю Вселенную. Каждый из элементов, в свою очередь, разделялся на несколько подэлементов, связанных с отдельными функциями организма. В поздневедический период медицина еще не была самостоятельной дисциплиной, а потому даже собственно врачебные сведения облекались в форму религиозно-философских категорий. То же можно сказать о раннебуддийских текстах, содержащих медицинские сведения. С развитием буддизма связано появление профессиональных медиков, получивших образование в буддийских университетах.

Как о самостоятельной научной дисциплине об Аюрведе можно говорить с момента появления крупнейших медицинских трактатов "Чарака-самхита" (около I в.), "Аштанга-хридая" (около I в.) и "Сушрута-самхита" (около IV в.). Первый из них, включающий обширный материал по психологии, заслуживает особого внимания.
Развитие философско-психологических воззрений в Аюрведе, в частности в "Чарака-самхите", связано в первую очередь с тем, что проблема здоровья человека, его окружения неизбежно приводила к поискам обоснования человеческого существования, его целей и места в системе мироздания. Это обоснование авторы аюрведических трактатов находили в существующих философских традициях, наиболее полно отвечающих поставленным целям.
Судя по трактатам Чараки и Сушруты, психологические аспекты Аюрведы в значительной мере заимствованы также из воззрений наиболее развитой и авторитетной школы шаддаршана – санкхья. Ее главный вклад в индийскую философию заключается, отмечает Г. М. Бонгард-Левин, "в глубоком и всестороннем развитии учения о материальной природе мира и происхождении всей совокупности вещей и существ из саморазвивающейся материи". Общеизвестно, что школа санкхья в значительной мере повлияла на развитие позднейших религиозно-философских концепций, в частности буддийских. Однако судить о первоначальных идеях санкхьи достаточно сложно, поскольку два дошедших до нас трактата, посвященные воззрениям этой школы, "Санкхья-карика" ("Комментарий к санкхье") и "Санкхья-сутра" ("Собрание санкхьи"), относятся соответственно к V и XV-XVI вв. Эти трактаты, как принято считать в современной историографии, являются образцами классической санкхьи, утратившей свой первоначальный облик, который отражал настика (т.е. не признающий авторитета Вед), характер отдельных даршан. В этой связи представляется весьма важным мнение индийского философа Д. Чаттопадхьяи о том, что медицинский трактат Чараки включает в себя философско-психологические идеи первоначальной, а не классической санкхьи.

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Рассматривая проблемы психологических концепций Аюрведы и тесной связи этой медицинской традиции со всем культурным комплексом Древней Индии, следует иметь в виду двухуровневый характер Аюрведы, т.е. сосуществование в ней философско-теоретического и медико-практического аспектов. Психологические аспекты оказались в значительной степени связаны с теоретическим, иными словами, умозрительным аспектом индийской медицинской традиции, на который практической опыт врачевания не оказал существенного влияния. Стремление рассматривать два уровня Аюрведы в полном единстве неизбежно приводит к мистифицированию обоих уровней и попыткам наделить их несвойственными им идеями, придать сугубо умозрительным, абстрактным рассуждениям практический медицинский смысл, а описанию чисто медицинской феноменологии – философское наполнение, что становится серьезным препятствием в изучении как достижений аюрведической медицины, так и ее теоретико-философского обоснования. Вместе с тем сам по себе теоретический пласт Аюрведы не в меньшей степени, чем ее лечебный аспект, представляет интерес для исследования в силу ряда своих специфических особенностей, обусловленных, во-первых, необходимостью такого подбора определенных (основных или второстепенных) элементов тех или иных философских концепций, чтобы они не противоречили накопленному опыту врачевания, во-вторых, необходимостью того, чтобы на уровне самой теории все эти многочисленные элементы зачастую противоречивых идей не разрушали композиционно-логического единства аюрведической теории. Сама же необходимость синтеза диахронических концепций в процессе вербализации аюрведического наследия, а не использования некоей одной, наиболее подходящей философской концепции вытекала из стремления медицинской традиции сохранять весь накопленный опыт, не отбрасывая никаких элементов, консервируя их в первоначальной форме или развивая в соответствии с позднейшими достижениями. Здесь необходимо отметить следующее: с одной стороны, накопленный опыт врачевания в момент вербализации оперирует теми понятиями и идеями, которые свойственны общей картине духовной жизни Индии, преломляя и интерпретируя их (или оставляя без изменений), а с другой стороны, весь ход развития естественнонаучных воззрений, составной частью которых в первую очередь является Аюрведа, вносит вклад в естественно-философские и философские концепции в основном при рассмотрении человека и его окружения. И на этом уровне мы можем говорить о соотношении и связи двух составляющих аюрведческой традиции.

Психологический материал, представленный в аюрведических сочинениях, можно рассматривать как попытку привести два уровня этой медицинской традиции в синтетическое единство, выразившуюся в выделении из общефилософской традиции концепций, в наибольшей степени имеющих отношение к конкретной теме, связанной с человеческим организмом и окружающим человека миром. Это касается представленных в Аюрведе концепций манаса и связанной с ней классификации психических типов и особенностей, а также модели кундалини.

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Концепция манаса, или разума, является "краеугольным камнем" теории древнеиндийской медицины. Эта концепция тесно связана с общей концепцией существования Вселенной, берущей начало из некоей первоосновы авьякта (санскр., "неявный"). Авьякта дает начало двум ипостасям реального мира: пракрити (природа) и ее духовному аналогу пуруше (душа), что с самого начала предполагает дуалистическое наполнение всех философско-психологических идей Аюрведы. Пракрити – это совокупность уравновешивающих друг друга трех элементов: саттва (сущность), раджас (энергия) и тамас (инертность). Эти тригуна (три элемента, три качества) несотворимы и бесконечны. Нарушение равновесия тригуна ведет к космической эволюции, проявляющейся в форме выделения буддхи (интеллект), аханкары (эгоизм), манаса (разум), джива (жизнь) – явного аналога пуруши – и панчамахабхут (пять вечных первоэлементов). Буддхи, аханкара и манас представляют собой психический аппарат живого существа и являются, по мысли Чараки, внутренними органами. Манас в стройной вертикальной системе эволюции Вселенной от авьякты находится на той же ступени, что и органы чувств (индрийа), составляя с ними единство шадиндрийа (шесть чувств) и в этом качестве служа инструментом для приобретения опыта, но в то же время и отличаясь от них своей многофункциональностью и способностью обобщать информацию, полученную пятью остальными органами чувств. Это отличие, т.е. функция внутренней перцепции и способность контролировать все остальные органы чувств, позволило Чараке дать манасу название "антиндрийа" ("надчувство"). Дальнейшее отличие манаса от других органов чувств заключается в его нематериальности и способности восприятия не отдельных, а всех чувственных объектов. Разнообразие чувственных объектов ведет к разнообразию манаса, а потому один и тот же человек может в отдельные моменты проявлять свои совершенно отличные или даже противоположные качества: доброту и злость, мудрость и невежество и т.д. Это разнообразие манаса является следствием нарушения равновесия тригуна и преобладания в них под воздействием внешних обстоятельств какой-либо одной гуны. Ниже мы остановимся на аюрведической концепции психических типов, основывающейся на идее постоянного преобладания одной или двух гун.

Гуны делят разум на пять уровней, или разновидностей, располагающихся в порядке "самоочищения" и "постижения" следующим образом:

1) кшипта (пагубные) – разум в наибольшей степени подвержен чувственным объектам;
2) мудха (тщетный) – стремление к пороку, невежеству и т.д.;
3) викшипта (рассеянный) – стремление к благородным поступкам и знаниям;
4) экагра (целеустремленность, внимание, погруженность) – манас сосредоточивается, происходит очищение от зла;
5) нируддха (сдержанный, подавленный) – прекращение всех умственных функций, состояние покоя и умиротворенности.

В процессе эволюции манасу предшествует буддхи (интеллект, рассудок). Разнообразие буддхи зависит от читта (мышления), являющегося одним из аспектов манаса и позволяющего буддхи различать карью (деяние) от акарьи (недеяния), шуббху (доброе, правильное) от ашубхи (злого, неправильного). Поэтому Аюрведа отождествляет буддхи и манас, смешивая их функции. Манас приобретает способность буддхи принимать решения и накапливать опыт. Основной же функцией манаса являются, согласно Аюрведе, иччха (желание), двеша (ненависть), сукха (удовольствие), дукха (боль, печаль), праятна (усилие) и т.д.

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Аюрведическая концепция манаса включает раздел о психических типах личности (манас пракрити). Преобладание той или иной гуны, а также различные их сочетания обеспечивают психическое разнообразие людей. Основными же типами считаются типы, соответствующие названиям гун: саттвика, раджасика, тамасика. Каждый из трех типов подразделяется на несколько групп. Остановимся подробнее на характеристике отдельных манас пракрити.

Саттва (сущность) олицетворяет все чистое и лучшее, а потому тип саттвика считается высшим. Он включает следующие группы:

1. брахмакая (имеющий черты Брахмы) – отличается чистотой мыслей и поведения, знаток Вед, почтителен, набожен, гостеприимен;
2. махендракая (имеющий черты Индры) – отличается смелостью, доблестью, знанием шастр, добрым отношением к низшим;
3. варунакая (имеющий черты Варуны) – отличается смелостью, доблестью, терпеливостью, нетерпимостью к неправедному;
4. кауверакая (имеющий черты Куберы) – отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам;
5. гандхарвакая (имеющий черты гандхарвов) – отличается любовью к пению, танцам, красивой одежде и украшениям;
6. ямьясаттва (имеющий черты Ямы) – отличается незлобивостью, отсутствием ревности и склонности к заблуждениям;
7. ришисаттва (имеющий черты риши) – отличается приверженностью к священным обрядам, учению. Имеет хорошую память.

Раджа (действие) включает шесть групп:

1. асурасаттва (имеющий черты асуров) – стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен;
2. сарпасаттва (имеющий черты сарпы или змеи) – раздражителен, ленив, смел только в гневе;
3. шакунасаттва (имеющий черты птицы) – склонен к половым излишествам, обжорлив, нетерпелив и непостоянен;
4. ракшасасаттва (имеющий черты ракшаса) – непонятлив, ревнив, суетен, невежествен, склонен к безбожию;
5. пишачасаттва (имеющий черты злого духа) – темпераментен, склонен к половым излишествам, отличается бесстыдством и трусостью;
6. претасаттва (имеющий черты призрака) – ленив, жаден, ведет жизнь жалкую и несчастную.

Тама (тьма) включает три группы:

1. пашусаттва (имеющий черты домашнего животного) – склонен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного;
2. матсьясаттва (имеющий черты рыбы) – люди этого типа беспрестанно ссорятся между собой, они непостоянны, как рыбы, глупы и любят воду;
3. ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) – любит пребывать в одном и том же месте. Не имеет склонности к религии и добрым деяниям, склонен к чрезмерному обжорству и питью.

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Будучи органическим элементом древнеиндийской культуры, Аюрведа уделяет внимание таким религиозно-философским аспектам этой культуры, как идеи о карме (деянии), определяющей тело – божественное, человеческое, животное и т.д. – "следующей жизни", сансаре (мире перерождений) – постоянном переходе из одного тела в другое, а также о мукти, или мокше (спасении), – освобождении от "перерождений". Аюрведические трактаты указывают, что человек обязан стремиться к четырем целям: дхарме – исполнению религиозного закона; артхе – достижению благосостояния; каме – удовлетворению мирских желаний; мокше – достижению религиозного "спасения". Взгляды на способы достижения "спасения" весьма разнообразны. Аюрведа, не выдвинув своего собственного способа, а восприняв его, по-видимому, из философских школ шаддаршана, тем не менее представляет свою модификацию предпосылок, необходимых для достижения "спасения". Для человека в ходе жизни таким непременным условием является физическое, психическое и нравственное здоровье, которое обеспечивается поддержанием в организме динамического равновесия всех начал.

В зависимости от типа физической конституции, психической деятельности и т.д. поддержание здоровья включает соответствующие правила поведения. Если здоровье в его различном толковании, согласно Аюрведе, является свидетельством-отражением того, что человек заслужил достойную карму в прошлом "перерождении", ведет правильный (праведный) образ жизни в настоящем и обеспечивает себе достойное "перерождение" в будущем, то нездоровье, болезни адекватны несчастью, физическому, психическому и духовному страданию вследствие неправильного поведения в этом и прошлых "перерождениях". Непосредственной причиной несчастья, гласит "Чарака-самхита" в соответствии с идеей санкхьи, является отождествление элемента сознания (пуруша) с пракрити (здесь: явлением в "проявленном" мире). В этом случае для ликвидации причины несчастья (болезни), освобождения пуруши от данного заблуждения, Аюрведа предлагает свои специфические, отличные от принятых самими последователями санкхьи и других школ методы, которые, согласно аюрведической концепции, способствуют достижению глобальной задачи Аюрведы – обеспечения полного контроля над манасом, поскольку без этого невозможно постижение конечной истины и спасение.

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Что касается включения авторами аюрведических сочинений в свои работы модели кундалини, то это было продиктовано как чисто мировоззренческими соображениями, так и сугубо практическими. Если концепция функционирования манаса представляет во всей своей умозрительности и малой приложимости (за исключением разработанной теории психических типов) к физическим и психическим характеристикам человеческого организма, то несколько иную функцию в аюрведических сочинениях приобретает модель кундалини. В Аюрведе эта модель должна была служить практической цели – описанию реальной человеческой анатомии, что привело к определенным отличиям в интерпретации этой модели по сравнению с представленной в йоге. Следует отметить, что использование кундалини в качестве анатомической схемы свидетельствует о попытке наложить новый и конкретный медицинский материал на старую, носящую аксиоматический характер, подкрепленный концепциями санкхьи, модель. Иными словами, в Аюрведе эта модель, сохранив первоначальные характеристики, приобретает ряд новых, представляющих собой чаще всего акцентуацию на менее значительных для йоги моментах.

Исходно-абстрактный характер кундалини доказывается легко узнаваемой генетической связью представленных в ней основных каналов-нади (ида, пингала, сушумна) с концепцией тридоша, соотносимой, в свою очередь, с концепцией тригуна, характеризовавшей, в отличие от предыдущей, не только человека, но и мироздание в целом (в санкхье). Малая связь модели кундалини с реальной анатомической картиной обусловила ее использование в различных религиозно-мистических концепциях, возникавших в рамках индуизма и буддизма, что служило причиной мировоззренческого характера для закрепления именно этой схемы в качестве исходной анатомической модели. Как отмечал Дж. Туччи, эта схема является не чем иным, как переносом на уровень микрокосма (человеческого организма) картины макрокосма (мироздания), представленной в индийской традиции мандалой. Как и мандала, схема кундалини служит целям реинтеграции, т.е. слияния человека, его внутренней сути, частицы трансцендентального, вечного знания с Абсолютом, достижению и переживанию высшего знания, адекватного религиозному "спасению". Вторичный характер кундалини по отношению к более древнему пласту развития сознания и ее явная связь с космогоническими представлениями о древе жизни характеризует Ф. Б. Я. Кёйпер, называя ее «умозрительной и необычной мистической анатомией».

Включение схемы кундалини в медицинскую традицию свидетельствует о стремлении авторов аюрведических сочинений найти такое философско-теоретическое обоснование для своих работ, которое бы не противоречило накопленному опыту врачевания и позволяло бы сохранить его весь, к чему стремилась медицинская традиция. При этом никакие элементы не отбрасывались, а консервировались в первоначальной форме или развивались в соответствии с последующими достижениями. В этом смысле умозрительные концепции оказывались наиболее подходящими, свидетельством чему служит, в частности, схема кундалини, включение которой в медицинскую традицию связано с причинами, по сути, немедицинского характера. Однако уже в рамках Аюрведы была предпринята попытка рационализировать человеческую мандалу посредством акцентуации не на вопросах реконструкции процесса творения, как в религиозно-мистических учениях, а на попытках выделить представления о человеческом организме и психической деятельности человека в отдельную систему, не отрываясь от понятийного аппарата, свойственного описанию этой схемы в религиозно-мистическом толковании. Если в Аюрведе кундалини служит анатомической моделью, в которой внутренние органы носят условный характер и не имеют конкретных аналогий, то более последовательная попытка рационализировать ее была предпринята в традиционной тибетской медицине, где эта модель предельно конкретизируется и низводится до подробной и разработанной анатомической схемы. В целом аксиоматический характер аюрведических положений в тибетской медицине приводит к необходимости адаптации этих концепций к накопленным медицинским достижениям, которые зачастую значительно превосходили индийские. Некритическое принятие аюрведической медицины было связано в первую очередь с тем, что Аюрведа пришла в Тибет вместе с буддизмом, и, следовательно, отход от ее положений или пересмотр их были невозможны с идеологической точки зрения. Восприятие философско-теоретических концепций Аюрведы и необходимость следования их заданным схемам на чисто медицинском уровне привлекли за собой в рамках тибетской традиции еще в большей степени, чем в Индии, мистификацию медицинского содержания, что значительно затрудняет выделение рационального знания из умозрительных концепций, часто носящих лишь обрамляющий характер.

Изучение аюрведических концепций, в частности, касающихся психологии, способствует более глубокому проникновению в проблему ознакомления с культурой Древней Индии, а также сопредельных стран. Особый интерес представляет вопрос о влиянии, которое оказывали друг на друга Аюрведа и буддизм. Взаимовлияние это особо проявилось в странах, исповедующих буддизм, в частности в Тибете, куда аюрведическая медицина пришла вместе с буддизмом. Поэтому дальнейшее, более глубокое изучение философско-психологических аспектов Аюрведы внесет существенный вклад в изучение древнеиндийского и тибетского культурного наследия, в том числе буддийской психологии.

Belinda

Belinda
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Благодарю вас, Lucie, за статью! душа

Lucie

Lucie
Администратор, энергопрактик
Администратор, энергопрактик
Рада, что статья вас заинтересовала, Belinda! лотос2

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения