Психологические модели духовного роста.
Задача точного психологического описания процесса духовного роста достаточно сложна, поскольку на первый взгляд различные учения, школы и духовные направления ставят перед собой совершенно непохожие цели. Тем не менее, можно выделить три основных состояния, к которым стремились и стремятся духовные искатели всего мира: свобода, осознанность, целостность.
Свобода («мокша») является наиболее древним и наиболее многогранным понятием, поразному истолковываемым различными Школами. Обобщая сказанное в различных источниках, можно заметить, что все Школы считали Мокшу некоторой противоположностью Кармы. Поэтому для того, чтобы глубже понять психологические аспекты Мокши, необходимо, прежде всего, разобраться с аналогичными аспектами Кармы.
В эзотеризме приняты различные интерпретации кармы. Наиболее простым из их является представление о Карме как о воздаянии за мысли, поступки человека. Однако любое событие, случившееся с человеком, имеет две стороны: объективнофактическую и субъективную, выражающую отношение человека к событию. В зависимости от эмоционального отношения событие может рассматриваться человеком как награда, наказание, урок или что-нибудь еще.
С другой стороны карма рассматривалась как некоторая мощная сила, ведущая человека к каким-либо действиям. С психологических позиций эта сила представляет собой желания человека, в том числе и неосознаваемые, которые ведут к своему осуществлению, делая его таким образом несвободным.
Таким образом, Карму можно рассматривать как обусловленность человека его желаниями и устремлениями с одной стороны и установками на эмоциональное отношение к различным ситуациям с другой, т. е. несвободу сознания от влияния подсознания и сверхсознания.
Мокша — есть состояние свободы сознания от давления подсознательного и бессознательного, что может быть достигнуто путем уменьшения внутренних конфликтов (очистки бессознательного), отождествления с какойлибо из частей бессознательного (слияние с Богом или Природой), разрушением сознания (нирваной) или его ростом (расширение сознания).
Рассмотрим, кто и каким способом стремится достичь описанных выше состояний. Одним из наиболее распространенных путей было "слияние с божеством". Подобные идеи можно найти и в Индийской культуре («Бхактийога*) и в тибетской, в техниках слияния с Идамом и даже в шаманизме, где происходит временное слияние шамана с духом- помощником во время шаманского транса. Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивидуального или коллективного бессознательного (чаще сверхсознатель- ного), приобретая при этом знания, опыт и возможности этой субличности. В случае если индивидуальное «Я* при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели — освобождения, то есть выхода из всех этических и духовных перипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсознания. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь ведется о слиянии с Богом, родом, каким-либо эгрегором, либо о «повышении Природности*, возврате к Природе, слиянии с ней.
Ярчайшим описанием пути слияния является Бхагават - гита. Арджуна перед началом битвы ввергается в глубокий духовный и нравственный кризис, который обусловлен противоборством двух установок: нежеланием убивать людей (в частности родственников), которое по сути является следствием природного инстинкта сохранения вида и дхармическим долгом, который является выражением социальных интересов индийского эгрегора и стоящих за ним Сил.
Данный духовный конфликт снимается Кришной, который рекомендует слить свое сознание с индийским архетипом кшатрия:
«Приняв во внимание свой долг, не нужно тебе колебаться, ведь для кшатрия нет ничего иного, чем справедливая битва».
А затем, обобщая эту мысль, прёдлагает рассматривать битву и всю жизнь как неотвратимый поток мироздания, в котором индивидуальное сознание не играет роли и его единственной задачей является посвятить свои дела Высшим принципам:
«Мне все дела посвятив, сердцем будь предан высшему Атману, от самости, от вожделений, сражайся оставив горячность».
«Их (чувства) обуздав, пусть он сядет, на Мне — Высшей цели».
Принципиально иным направлением духовного развития является не уничтожение, а развитие сознания, его расширение за счет поглощения подсознательного и сверхсознательного. По мере роста и укрепления сознания давящих на него бессознательных сил становиться все меньше, а позиции самого сознания все прочнее, что и обеспечивает его освобождение от аффектов бессознательного.
Следует отметить, что на таком пути также происходит объединение сознания с различными бессознательными архетипами и су б личностями, однако объединение происходит не за счет поглощения сознания этими архетипами, а наоборот за счет поглощения сознанием их энергии, эмоций, опыта, знаний
В указанном контексте становятся понятными две другие цели духовного развития — осознанность и целостность, поскольку осознанность как раз и является тем состоянием, при
котором сознание становится доминирующей психической функцией, управляющей всеми остальными, а целостность достигается при осознании человеком своего бессознательного, поглощении его сознанием. Таким образом, все цели духовного развития едины и при достижении одной из них автоматически достигаются остальные.
Исходя из сказанного выше, сформулируем основные направления духовного развития.
1. Расширение вверх — сознательное овладение законами и формами поведения более высокого эволюционного уровня, которое включает в себя также освобождение от программ, установок и вставок, заложенных на сверхсознание человека различными силами.
2. Расширение вниз — осознание человеком своей природы и возможностей, потребностей, желаний, ведущих по жизни и составляющих Карму, использование их энергии.
Задача точного психологического описания процесса духовного роста достаточно сложна, поскольку на первый взгляд различные учения, школы и духовные направления ставят перед собой совершенно непохожие цели. Тем не менее, можно выделить три основных состояния, к которым стремились и стремятся духовные искатели всего мира: свобода, осознанность, целостность.
Свобода («мокша») является наиболее древним и наиболее многогранным понятием, поразному истолковываемым различными Школами. Обобщая сказанное в различных источниках, можно заметить, что все Школы считали Мокшу некоторой противоположностью Кармы. Поэтому для того, чтобы глубже понять психологические аспекты Мокши, необходимо, прежде всего, разобраться с аналогичными аспектами Кармы.
В эзотеризме приняты различные интерпретации кармы. Наиболее простым из их является представление о Карме как о воздаянии за мысли, поступки человека. Однако любое событие, случившееся с человеком, имеет две стороны: объективнофактическую и субъективную, выражающую отношение человека к событию. В зависимости от эмоционального отношения событие может рассматриваться человеком как награда, наказание, урок или что-нибудь еще.
С другой стороны карма рассматривалась как некоторая мощная сила, ведущая человека к каким-либо действиям. С психологических позиций эта сила представляет собой желания человека, в том числе и неосознаваемые, которые ведут к своему осуществлению, делая его таким образом несвободным.
Таким образом, Карму можно рассматривать как обусловленность человека его желаниями и устремлениями с одной стороны и установками на эмоциональное отношение к различным ситуациям с другой, т. е. несвободу сознания от влияния подсознания и сверхсознания.
Мокша — есть состояние свободы сознания от давления подсознательного и бессознательного, что может быть достигнуто путем уменьшения внутренних конфликтов (очистки бессознательного), отождествления с какойлибо из частей бессознательного (слияние с Богом или Природой), разрушением сознания (нирваной) или его ростом (расширение сознания).
Рассмотрим, кто и каким способом стремится достичь описанных выше состояний. Одним из наиболее распространенных путей было "слияние с божеством". Подобные идеи можно найти и в Индийской культуре («Бхактийога*) и в тибетской, в техниках слияния с Идамом и даже в шаманизме, где происходит временное слияние шамана с духом- помощником во время шаманского транса. Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивидуального или коллективного бессознательного (чаще сверхсознатель- ного), приобретая при этом знания, опыт и возможности этой субличности. В случае если индивидуальное «Я* при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели — освобождения, то есть выхода из всех этических и духовных перипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсознания. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь ведется о слиянии с Богом, родом, каким-либо эгрегором, либо о «повышении Природности*, возврате к Природе, слиянии с ней.
Ярчайшим описанием пути слияния является Бхагават - гита. Арджуна перед началом битвы ввергается в глубокий духовный и нравственный кризис, который обусловлен противоборством двух установок: нежеланием убивать людей (в частности родственников), которое по сути является следствием природного инстинкта сохранения вида и дхармическим долгом, который является выражением социальных интересов индийского эгрегора и стоящих за ним Сил.
Данный духовный конфликт снимается Кришной, который рекомендует слить свое сознание с индийским архетипом кшатрия:
«Приняв во внимание свой долг, не нужно тебе колебаться, ведь для кшатрия нет ничего иного, чем справедливая битва».
А затем, обобщая эту мысль, прёдлагает рассматривать битву и всю жизнь как неотвратимый поток мироздания, в котором индивидуальное сознание не играет роли и его единственной задачей является посвятить свои дела Высшим принципам:
«Мне все дела посвятив, сердцем будь предан высшему Атману, от самости, от вожделений, сражайся оставив горячность».
«Их (чувства) обуздав, пусть он сядет, на Мне — Высшей цели».
Принципиально иным направлением духовного развития является не уничтожение, а развитие сознания, его расширение за счет поглощения подсознательного и сверхсознательного. По мере роста и укрепления сознания давящих на него бессознательных сил становиться все меньше, а позиции самого сознания все прочнее, что и обеспечивает его освобождение от аффектов бессознательного.
Следует отметить, что на таком пути также происходит объединение сознания с различными бессознательными архетипами и су б личностями, однако объединение происходит не за счет поглощения сознания этими архетипами, а наоборот за счет поглощения сознанием их энергии, эмоций, опыта, знаний
В указанном контексте становятся понятными две другие цели духовного развития — осознанность и целостность, поскольку осознанность как раз и является тем состоянием, при
котором сознание становится доминирующей психической функцией, управляющей всеми остальными, а целостность достигается при осознании человеком своего бессознательного, поглощении его сознанием. Таким образом, все цели духовного развития едины и при достижении одной из них автоматически достигаются остальные.
Исходя из сказанного выше, сформулируем основные направления духовного развития.
1. Расширение вверх — сознательное овладение законами и формами поведения более высокого эволюционного уровня, которое включает в себя также освобождение от программ, установок и вставок, заложенных на сверхсознание человека различными силами.
2. Расширение вниз — осознание человеком своей природы и возможностей, потребностей, желаний, ведущих по жизни и составляющих Карму, использование их энергии.