AruNa
AruNa
AruNa


Открытый мастер-класс:"Система Рэйки Усуи Риохо".

Ищите пути, а не их достижения.

Люди - смертные Боги, а Боги - бессмертные люди. Учение Гермеса.

Действует Закон, а не рука наказующая.

Воображение важнее, чем знание. Альберт Эйнштейн.

Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми. Кастанеда.

Тот, с кем случается чудо, об этом не знает. Мудрецы Талмуда.

Мудрец избегает всякой крайности. Муслихаддин Саади.

Последние темы
» Что есть прана?
Образ змеи. Uia10Вт Июл 21, 2020 1:25 am автор Lucie

» Целительные кристаллы
Образ змеи. Uia10Пт Июл 10, 2020 12:05 am автор Lucie

» Удивительный мир камней
Образ змеи. Uia10Вс Июн 21, 2020 11:58 pm автор Lucie

» Техника центрирования
Образ змеи. Uia10Вс Июн 21, 2020 12:36 am автор Lucie

» Аюрведа и западное мышление.
Образ змеи. Uia10Вт Июн 16, 2020 8:10 pm автор Katrina

» Медитация – состояние не-ума
Образ змеи. Uia10Сб Июн 13, 2020 8:54 pm автор Lucie

» Роль созерцания в духовном развитии
Образ змеи. Uia10Пт Июн 12, 2020 2:06 am автор Lucie

» Наблюдение и его ценность
Образ змеи. Uia10Пт Июн 12, 2020 1:58 am автор Lucie

» Древнее искусство лечения камнями
Образ змеи. Uia10Сб Май 23, 2020 3:16 pm автор Lucie

» Звук - инструмент создания и изменения энергии
Образ змеи. Uia10Чт Май 07, 2020 5:45 pm автор Lucie

» Воздействие цвета на человека
Образ змеи. Uia10Чт Май 07, 2020 5:41 pm автор Lucie

» Праническая подзарядка
Образ змеи. Uia10Вс Апр 12, 2020 10:56 pm автор Lucie

» Медитативное расслабление с кристаллами
Образ змеи. Uia10Пт Апр 10, 2020 12:26 am автор Lucie

» Эфирные масла. Иланг-иланг.
Образ змеи. Uia10Пт Апр 03, 2020 6:50 pm автор Lucie

» Пандемия. Помощь минералов в период кризиса
Образ змеи. Uia10Чт Апр 02, 2020 8:24 pm автор Lucie

» Аюрведа. Пища и ум.
Образ змеи. Uia10Сб Мар 28, 2020 5:25 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Грейпфрут
Образ змеи. Uia10Пт Мар 27, 2020 1:18 am автор Lucie

» Схемы укладки камней
Образ змеи. Uia10Пт Мар 27, 2020 12:31 am автор Lucie

» Простая практика гармонизации
Образ змеи. Uia10Пт Мар 27, 2020 12:25 am автор Lucie

» Эффективный подбор камней в украшениях
Образ змеи. Uia10Пт Мар 27, 2020 12:15 am автор Lucie

» Акция. Подбор камней для решения ваших задач.
Образ змеи. Uia10Ср Мар 11, 2020 1:11 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Манипуры
Образ змеи. Uia10Вт Мар 10, 2020 4:05 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Сахасрары
Образ змеи. Uia10Вт Мар 10, 2020 3:50 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Анис
Образ змеи. Uia10Ср Мар 04, 2020 9:28 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Базилик
Образ змеи. Uia10Ср Мар 04, 2020 9:06 pm автор Lucie

» Эфирные масла. Ветивер
Образ змеи. Uia10Ср Мар 04, 2020 8:20 pm автор Lucie

» Гармонизация беременности при помощи камней
Образ змеи. Uia10Пн Мар 02, 2020 12:58 am автор Lucie

» Камни для учебы
Образ змеи. Uia10Пн Мар 02, 2020 12:44 am автор Lucie

» Камни и косметика
Образ змеи. Uia10Пн Мар 02, 2020 12:36 am автор Lucie

» Камни для укрепления брачных уз
Образ змеи. Uia10Пн Мар 02, 2020 12:20 am автор Lucie

» Камни для будущей матери
Образ змеи. Uia10Пн Мар 02, 2020 12:09 am автор Lucie

» Камни для гармонизации Аджны
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 11:53 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Вишудхи
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 11:45 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Анахаты
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 11:35 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Свадхистаны
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 10:50 pm автор Lucie

» Камни для гармонизации Муладхары
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 10:39 pm автор Lucie

» Психофизиологические аспекты воздействия минералов на человека
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 5:41 pm автор Lucie

» Камни для сохранения молодости и красоты.
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 5:11 pm автор Lucie

» «Каменные» секреты Клеопатры.
Образ змеи. Uia10Вс Мар 01, 2020 4:39 pm автор Lucie

» Дыхательная медитация
Образ змеи. Uia10Чт Фев 27, 2020 5:37 pm автор Lucie

» Цель и побочный результат Йоги
Образ змеи. Uia10Чт Фев 27, 2020 4:39 pm автор Lucie

» Ступени Йоги
Образ змеи. Uia10Чт Фев 27, 2020 4:26 pm автор Lucie

» Приглашение на семинар «Мир камней. Каменная вода и минеральные эликсиры»
Образ змеи. Uia10Вт Фев 18, 2020 4:50 pm автор Lucie

» Ароматы для романтического вечера
Образ змеи. Uia10Вс Фев 16, 2020 10:47 pm автор Lucie

» Йога. Девять помех концентрации
Образ змеи. Uia10Сб Янв 11, 2020 7:50 pm автор Lucie

» Суп из шпината
Образ змеи. Uia10Чт Ноя 21, 2019 7:30 pm автор Lucie

» Комбинирование пищевых продуктов в Аюрведе
Образ змеи. Uia10Чт Ноя 21, 2019 7:19 pm автор Lucie

» Факторы, влияющие на здоровье
Образ змеи. Uia10Чт Ноя 21, 2019 7:03 pm автор Lucie

» Практика Лунного Затмения.
Образ змеи. Uia10Вс Окт 27, 2019 2:09 am автор Katrina

» Отпускание прошлого Силой Огня.
Образ змеи. Uia10Вс Окт 27, 2019 2:01 am автор Katrina

» Шаманская техника возвращения энергии.
Образ змеи. Uia10Вс Окт 27, 2019 1:51 am автор Katrina

» Накопление энергии и повышение энергетического тонуса.
Образ змеи. Uia10Вс Окт 27, 2019 1:42 am автор Katrina

» Развитие воображения с целью оздоровления.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 26, 2019 11:05 am автор Lucie

» Развитие внимания с целью оздоровления.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 26, 2019 11:02 am автор Lucie

» 6 признаков негативной энергии, от которой необходимо избавиться.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 4:58 pm автор Alexandros

» Энергия дома: 5 способов энергетического очищения.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 4:48 pm автор Alexandros

» Сожмите ладонь в кулак и узнайте свой тип личности.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 4:31 pm автор Alexandros

» Узнайте свой характер. Тест.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 4:21 pm автор Alexandros

» Интересный тест Зигмунда Фрейда.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 4:08 pm автор Alexandros

» Самый короткий тест IQ.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 4:00 pm автор Alexandros

» Три золотых правила психогигиены
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 2:41 pm автор Lucie

» Изменённые состояния сознания: молитва, медитация, гипноз.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 3:01 am автор Katrina

» Управление подсознанием.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 2:54 am автор Katrina

» Как научиться воздействовать на подсознание.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 2:45 am автор Katrina

» Воздействие на подсознание — методы и способы.
Образ змеи. Uia10Сб Окт 19, 2019 2:41 am автор Katrina

» Рекомендации Аюрведы на осень
Образ змеи. Uia10Вс Сен 29, 2019 2:11 pm автор Lucie

» Рекомендации и предостережения по применению эфирных масел
Образ змеи. Uia10Ср Май 01, 2019 9:57 pm автор Lucie

» Методы применения эфирных масел
Образ змеи. Uia10Ср Май 01, 2019 9:50 pm автор Lucie

» Ароматерапия и аромапрофилактика
Образ змеи. Uia10Ср Май 01, 2019 9:38 pm автор Lucie

» Тайна третьего глаза
Образ змеи. Uia10Вс Янв 20, 2019 1:51 pm автор Lucie

» Лечебные звуки
Образ змеи. Uia10Вс Янв 20, 2019 12:10 am автор Lucie

» Психологические функции семи основных чакр
Образ змеи. Uia10Пн Янв 14, 2019 12:49 am автор Lucie

» Расположение семи основных и двадцати одной второстепенных чакр
Образ змеи. Uia10Чт Янв 03, 2019 9:54 pm автор Lucie

» Медитация для освобождения от самоограниченности
Образ змеи. Uia10Чт Янв 03, 2019 9:41 pm автор Lucie

» Медитация для самоисцеления
Образ змеи. Uia10Чт Янв 03, 2019 9:38 pm автор Lucie

» Упражнение для восприятия духовного руководства
Образ змеи. Uia10Чт Янв 03, 2019 9:31 pm автор Lucie

» Упражнение на восприятие видимого веса энергетического поля
Образ змеи. Uia10Чт Янв 03, 2019 9:26 pm автор Lucie

» Упражнения на видение универсальных жизненно-энергетических полей
Образ змеи. Uia10Чт Янв 03, 2019 9:22 pm автор Lucie

» Прана - жизненная энергия Вселенной
Образ змеи. Uia10Сб Дек 22, 2018 11:15 pm автор Lucie

» Внутренне безмолвие.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 11:52 pm автор Kassandra

» Здесь и Сейчас - это постоянно меняющийся момент.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 11:18 pm автор Kassandra

» Устройство ритуалов очищения.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 11:13 pm автор Kassandra

» Неделание привычек.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 11:04 pm автор Kassandra

» Техника "Закрываем прошлое".
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 10:56 pm автор Kassandra

» Избавление от чувства собственной важности.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 10:50 pm автор Kassandra

» Выслеживание ЧСВ - практика "Зеркало".
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 10:46 pm автор Kassandra

» Выслеживание чувства собственной важности (ЧСВ).
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 10:42 pm автор Kassandra

» Удаление ненужных связей.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 10:31 pm автор Kassandra

» Медитация/ Исцеление судьбы в Хрониках Акаши.
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 10:22 pm автор Kassandra

» Упражнение "Ёжик событий".
Образ змеи. Uia10Ср Дек 19, 2018 9:40 pm автор Kassandra

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3

Нет

Больше всего посетителей (72) здесь было Вс Ноя 25, 2018 12:31 am

Образ змеи. Iaaze_11

Образ змеи. Iaaze_12
наши форумы

BANAFRIT Обитель Чёрной Королевы

Образ змеи. Iaaze_13

Образ змеи. Ka_110



Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Образ змеи.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Образ змеи. Empty Образ змеи. Чт Авг 11, 2016 3:10 pm

Kassandra

Kassandra
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
ЗМЕИНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ АНДОМСКОГО ПОГОСТА (проблемы вепсского субстрата)

В статье исследуются мифологические представления о змеях у русских уроженцев с. Слобода Вытегорского района Вологодской области, в культуре и языке которых прослеживается прибалтийско-финский субстрат. Приводимые в статье данные свидетельствуют о наличии у населения данной территории мифологических представлений о змеях, характерных как для славянской (русской), так и для вепсской фольклорных традиций.

Образ змеи, Обонежье, вепсский субстрат, русские_________________________________
Никольский Андомский погост (в Средние века – один из Заонежских погостов Обонежс- кой пятины Новгородской земли) – ныне русская по языку территория, однако имеющая несомненный, причем относительно недавний,прибалтийско-финский субстрат в языке и культуре (главным образом, вепсский, в меньшей степени карельский). Процесс утраты национального самосознания и языка у андомской части вепсского населения завершился, вероятно, в XVIII–XIX веках.Прибалтийско-финское прошлое с. Слобода, входившего в историческую территорию Никольского Андомского погоста, также несом-ненно: согласно нашим полевым данным, в окрестностях села хорошо сохранилась микротопонимия прибалтийско-финского происхождения; в местных русских говорах значителен пласт лексики прибалтийско-финского происхождения; некоторые черты материальной и духовной культуры жителей села характерны для вепсского народа.
Слобода – общее название нескольких бывших населенных пунктов (деревень Берег, Горняя, Большая, Першино, Олфино, Новая), расположенных в 7 км к востоку от с. Саминский Погост Вытегорского района Вологодской области. Первое упоминание о деревнях «в слободе» относится к 1563 году. В 1905 году слободские деревни входили в состав Титовского сельского общества Андомской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии, а незадолго до 1917 года образовали отдельное сельское общество – Слободское. К концу 1960-х годов в связи с укрупнением колхозов, ликвидацией «неперспективных» деревень Слобода опустела, многие из ее жителей переехали в Андомский, Саминский сель-советы, г. Вытегру.
В настоящей статье анализируется этнолингвистический материал, полученный в результате наших полевых исследований 2005–2008 годов, в частности, сделана попытка соотнесения традиционных локальных представлений о змеях с русскими и вепсскими мифологическими представлениями.

2Образ змеи. Empty Re: Образ змеи. Чт Авг 11, 2016 3:10 pm

Kassandra

Kassandra
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Летучий змей____________________
Среди бывших слободских жителей сохранилось предание о летучем змее, преследовавшем женщин от Новой деревни (вариант – от Ильинских борков) до цен-тральных слободских деревень. В настоящее время предание трансформировалось – наряду с тем, что у летучего змея голова была «как у кошки, больше наверно… Пастухи его видели и теи убежали… Наверёх прямо летит. Как-то крылья у него расправляются», говорится также, что это могла быть не «летучая», а прыгающая на человека змея.Поверья о летучей красной змее, опасной для человека и имеющей крылья, распространены у вепсов и русских с. Сяргозеро Вытегорского района. Предание о летучем змее, прилетавшем с юга – со стороны с. Нюрговичи (вепс. N’urgoil), известно в вепсском с. Мягозеро (вепс. Mägär’v) Подпорожского района Ленинградской области. Образ летучего змея встречается также в русских былинах, заговорах и быличках.Сюжет о прыгающей на человека змее, в свою очередь, близок вепсским представлениям о том, что змея-медянка, увидев человека,сама прыгает на него. Однако об активно атакующей человека «медянице» («мiдянице») известно и по восточнославянским (русским, ук-раинским) фольклорным сюжетам; о нападениях медянки («огневки») на человека и передвижении ее прыжками свидетельствуют данные информантов из Омской области. Следовательно, образ летучего змея, а также активно атакующей (передвигающейся прыжками) змеи известен как вепсам, так и русским.

3Образ змеи. Empty Re: Образ змеи. Чт Авг 11, 2016 3:12 pm

Kassandra

Kassandra
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
«Медной змей», «медянка».___________________
По словам нашего информанта, во время сенокоса у Карежручья группой девушек был замечен «медной змей», свернувшийся как «обруцёк на голову». Одна из девушек ударила по змею граблями и он рассыпался на 5 «звеньев». Девушки сожгли змея, «а то бы он всё равно соединился». Далее рассмотрим свойства медного змея более подробно.

Слепота____________
В слободском предании сообщается о том, что медный змей слеп, в отличие от других «гадов» («у него глаз не было, он слепой был»). В свою очередь, согласно вепсским ми-фологическим представлениям, медянки слепы (что на самом деле не соответствует действительности), и это обстоятельство спасает людей от большого горя. О слепоте змей-медяниц известно по славянским (русским, украинским,сербским, черногорским), а также германским (немецким) мифологическим представлениям.

Связь с плачущими матерями.__________
Слобожане говорят о повышенной опасности медного змея теми же словами, что и вепсы о медянке: медный змей укусит – «12 матерей бы плакало» (русские, Слобода) , «если бы медяник имел бы глаза, то каждый день плакало бы 12 матерей» (вепсы). Согласно схожим вепсским представлениям, «медянка [vas’kmado] сказала: если бы я видела хорошо, да я бы сделала, что 40 матерей заставила бы плакать» (вепсы, н.п. Сяргозеро Вытегорского района, н.п. Пондала Бабаевского района Вологодской области. В свою очередь, согласно русским мифологическим представлениям, если бы медянка«имела глаза, то каждый день плакало бы 40 матерей, 40 бы человек ежедневно от неепогибало» (А. Ермолов, 1905).

Способность распадаться на части и собираться вновь___________
Согласно данным нашего информанта, слободской «медный змей» при ударе граблями распадался на несколько звеньев и вполне мог собраться в одно целое вновь. На то, что «медяница» (веретеница, Anguis fragilis) при ударе распадается на 6 кусков, указывалВ. Врадий (1898, по данным Могилевской или Херсонской губ.), о срастании частей разруб-ленной змеи говорил А.В. Гура (Черниговская губ.). О способности змеи срастаться из раз-рубленных частей говорится как в вепсских преданиях, так и в преданиях других народов, в частности русского и украинского.
Повышенная опасность_______________
Уроженцы Слободы сообщают о повышенной опасности медянки: «она смертельна,«укус у нее крепче, чем у гадюки, намного – раньше говорили, что 12 укусов [обычной гадюке] надо, чтобы [как] одна медянка чкнет…» . Согласно мифологическим представлениям, зафиксированным у вепсов, «медянка считается самой опасной иядовитой змеей… хотя в действительности медянка – совершенно безобидная змея». О«страшной» ядовитости медяницы (веретеницы) и медянки (укус вылечить невозможно), свидетельствуют имеющие обширное распространение традиционные представления, которые зафиксированы различными авторами у восточнославянских народов.
Сжигание как способ нейтрализации_____________________
Согласно быличке, слободской «медный змей» был сожжен для полной нейтрализации. Верования о том, что убитая змея должна сжигаться в огне бытовали и в вепсском с. Нажмозеро Бабаевского района; мотив сожжения змеи сохранился в вепсских заговорах. Однако данный сюжет, вероятно, встречается не только в вепсских мифологических представлениях, но и у других народов. Таким образом, локальные слободские ми-фологические представления о медянке и медном змее (его слепота, связь с плачущими матерями, способность распадаться на части и собираться вновь, повышенная опасность) достаточно универсальны. Они отмечены как в русской, так и в вепсской традиции. Биологические виды-прообразы «медного змея» и «медянок». По нашему мнению, под«медянкой» в слободских преданиях понимается безногая ящерица – веретеница ломкая, медяница (Anguis fragilis) или, реже, отдельные особи гадюки обыкновенной (Vipera berus), имеющие красно-бурую окраску. Змея, известная под научным названием медянка (Coronella austriaca), в слободских преданиях, вероятно, не упоминается. Медянка в Вологодской области очень редка, и достоверно известно только, что водится она в Устюженском районе. В «Словаре русских народных говоров» слово «медянка» (с пометой олонецкое) отмечено в следующих значениях: «безногая змеевидная ящерица; веретеница», «ядовитая змея, гадюка»; «медный змей» (с той же пометой) – в значении «змея медянка». Не исключено, что и под вепсским словамиvaskiè, vas’k’mado, vas’kne kü, зафиксированными в значении «медянка , может пониматься также веретеница (медяница) или гадюка красно-бурой окраски (ср. финское vaskitsa, карельское vaskittša – «медяница, веретеница ломкая (Anguis fragilis)»). Таким образом, биологическими
видами-прообразами слободских преданий о «медном змее» и «медянках», учитывая особенности описания животных, их ареал обитания, лекси-ческие данные, можно считать веретеницу ломкую и обыкновенную гадюку красно-бурой или схожей окраски. Встречи информантов собственно с медянкой (Coronella austriaca), если даже и имели место, были значительно менее частыми.
Змей, скатывающийся с горы_____________
От уроженки Слободы также записан рассказ о змее («гаде») коричневого цвета. По словам информанта, «гад» в 1945–1948 годах, свернувшись колесом (тогда он становился в высоту с обручбочки), катался с горы к ручью Кольчега (Колцега), пока его не «закараулили» и не застрелили мужики. Добавим, что Кольчега считался плохим местом, где «слышится», «мерещится». Интересно, что само название ручья связано скруглым, катящимся предметом – *Kol’čeg, *Kol’ńeg < вепс. *Kol’čjogi – где kol’č(eine), kol’c(eine) – «кольцо», jogi – «река», или саамское *Kol’сjogk, от саам. kol’c и jogk с тем же значением. А.К. Матвеев предлагает иную этимологическую трактовку, сопоставляя основу гидронима с прасаамским словом, обозначающим утку-крохаля. Однако, несмотря на источники топоосновы, непонятное название Кольчега (*Kol’čeg, *Kol’ceg) народная этимология в любом случае могла сближать с русским словом кольцо или вепсским словом kol’с. Таким образом, быличка о катающемся с горы змее, возможно, связана с народной этимологией гидронима Кольчега.
Змея, рожавшая с дерева_________________________
От уроженца Слободы записано предание о том, что в урочище Загоска на жительницу Слободы упали змейки («гадёныши»), которых рожала на березе змея . По данным И.Ю. Винокуровой, из мифологических представлений южных вепсов и русских жителей Кенозерья, «в культуре которых прослеживается вепсский субстрат» , также известно, что змея рожает с дерева, хотя данные представления не соответствует научным о размножении змей . Вероятно, указанный сюжет можно считать характерным именно для вепсских мифологических представлений.

4Образ змеи. Empty Re: Образ змеи. Чт Авг 11, 2016 3:13 pm

Kassandra

Kassandra
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Мотивы выбора героя предания.____________________
Персонажем предания о летучем змее, а также о змее, рожавшей с дерева, выступает одна и та же жительница Слободы. Кроме того, согласно быличке, человек, убивший змея у ручья Кольчеги, приходится ей кровным родственником. Причину того, что именно эта женщина является участником событий, описываемых в быличках о змеях, мы видим в том, что многие народы мира (в том числе вепсы) связывают змею с деторождением . От внука женщины, фигурировавшей в преданиях, нам стало известно, что она родила 22 ребенка (большинство из детей умерло в младенчестве, до взрослой жизни дожили трое). Вероятно, преведенное семейно-родовое предание необходимо рассматривать как квазиисторическое. Причины распространения преданий в данной местности. Причиной распространения мифологических представлений и быличек о зме-ях в Слободе, по нашему мнению, является высокая концентрация пресмыкающихся в данной местности. Известно, что большинство змей северных и умеренных широт (в том числе гадюки) «размещаются по территории очень неравномерно, образуя в подходящих местах большие скопления – змеиные очаги, то отсутствуя на больших площадях совсем». Возможно, подобный очаг находится в окрестностях Слободы, по крайней мере, информанты упоминают о случаях скопления змей в центре бывшего села. Вероятно, высокой концентрацией пресмыкающихся в данной местности может быть объяснен тот факт, что слободская церковь была освящена во имя святого Георгия Победоносца – не только покровителя скота, но и защитника от змей.

Отражение образа змеи в топонимии и лексике.__________________________
Возможное наличие одного из змеиных очагов или сезонного скопления змей, вероятно, явилось основой для номинации небольшого озера Гадозера, находящегося к юго-востоку от Слободы. Данное название можно рассматривать как:
1) вепсско-русскую полукальку (Гадозеро < *Gadar’, Gadjär’v, где вепс. gad – «змея», jär’v – «озеро»); 2) полную кальку; 3) топоним, образованный из двух русских слов по вепсской топонимической модели (где гад – русское диалектное, в т.ч. андомское и слободское, «змея»).
Отметим, что слово для обозначения змеи– «гад» проникло из русского в вепсский язык, причем довольно давно, о чем свидетельствует название починка Магадраяк (вепс. *Magadrajak) в соседнем с Андомой Вытегорском погосте. Это сложный по структуре топоним, топооснова которого соотносится с вепс. magad – «змея» (букв. «земляной гад»), а топоформант – с вепс. rajak – «заросшая пожога». В свою очередь, вепс. (или кар. людиковское) слово šižlik – «ящерица» проникло в некоторые северорусские говоры, в т.ч. в андомские (слово известно и уроженцам Слободы).Как возможную семантическую кальку, созданную под влиянием вепсского языка, можно рассматривать появившееся в некоторых русских говорах Северо-Запада (в т.ч. в Слободе) значение глагола плавать (плыть) – «ползать (ползти) (о насекомом, змее, ящерице)» (при вепс. ujuda – «плыть; ползать»; ujeлdakse, ujeлtas – «плавать; ползать»; ср. также ujelii – «змея; червь»).
Выводы._____________
Рассматриваемая локальная змеиная мифология в целом аналогична как обще-русскому, так и вепсскому мифологическому бестиарию. Собственно вепсским сюжетом, своего рода проявлением субстрата в слободских мифологических представлениях, вероятно, можно считать быличку о змее, рожавшей с дерева. Лексика, связанная с пресмыкающимися, также отражает русско-вепсское языковое взаимодействие и может свидетельствовать о наличии вепсского субстрата в русских андомских (слободских) говорах.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения