ЗМЕИНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ АНДОМСКОГО ПОГОСТА (проблемы вепсского субстрата)
В статье исследуются мифологические представления о змеях у русских уроженцев с. Слобода Вытегорского района Вологодской области, в культуре и языке которых прослеживается прибалтийско-финский субстрат. Приводимые в статье данные свидетельствуют о наличии у населения данной территории мифологических представлений о змеях, характерных как для славянской (русской), так и для вепсской фольклорных традиций.
Образ змеи, Обонежье, вепсский субстрат, русские_________________________________
Никольский Андомский погост (в Средние века – один из Заонежских погостов Обонежс- кой пятины Новгородской земли) – ныне русская по языку территория, однако имеющая несомненный, причем относительно недавний,прибалтийско-финский субстрат в языке и культуре (главным образом, вепсский, в меньшей степени карельский). Процесс утраты национального самосознания и языка у андомской части вепсского населения завершился, вероятно, в XVIII–XIX веках.Прибалтийско-финское прошлое с. Слобода, входившего в историческую территорию Никольского Андомского погоста, также несом-ненно: согласно нашим полевым данным, в окрестностях села хорошо сохранилась микротопонимия прибалтийско-финского происхождения; в местных русских говорах значителен пласт лексики прибалтийско-финского происхождения; некоторые черты материальной и духовной культуры жителей села характерны для вепсского народа.
Слобода – общее название нескольких бывших населенных пунктов (деревень Берег, Горняя, Большая, Першино, Олфино, Новая), расположенных в 7 км к востоку от с. Саминский Погост Вытегорского района Вологодской области. Первое упоминание о деревнях «в слободе» относится к 1563 году. В 1905 году слободские деревни входили в состав Титовского сельского общества Андомской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии, а незадолго до 1917 года образовали отдельное сельское общество – Слободское. К концу 1960-х годов в связи с укрупнением колхозов, ликвидацией «неперспективных» деревень Слобода опустела, многие из ее жителей переехали в Андомский, Саминский сель-советы, г. Вытегру.
В настоящей статье анализируется этнолингвистический материал, полученный в результате наших полевых исследований 2005–2008 годов, в частности, сделана попытка соотнесения традиционных локальных представлений о змеях с русскими и вепсскими мифологическими представлениями.
В статье исследуются мифологические представления о змеях у русских уроженцев с. Слобода Вытегорского района Вологодской области, в культуре и языке которых прослеживается прибалтийско-финский субстрат. Приводимые в статье данные свидетельствуют о наличии у населения данной территории мифологических представлений о змеях, характерных как для славянской (русской), так и для вепсской фольклорных традиций.
Образ змеи, Обонежье, вепсский субстрат, русские_________________________________
Никольский Андомский погост (в Средние века – один из Заонежских погостов Обонежс- кой пятины Новгородской земли) – ныне русская по языку территория, однако имеющая несомненный, причем относительно недавний,прибалтийско-финский субстрат в языке и культуре (главным образом, вепсский, в меньшей степени карельский). Процесс утраты национального самосознания и языка у андомской части вепсского населения завершился, вероятно, в XVIII–XIX веках.Прибалтийско-финское прошлое с. Слобода, входившего в историческую территорию Никольского Андомского погоста, также несом-ненно: согласно нашим полевым данным, в окрестностях села хорошо сохранилась микротопонимия прибалтийско-финского происхождения; в местных русских говорах значителен пласт лексики прибалтийско-финского происхождения; некоторые черты материальной и духовной культуры жителей села характерны для вепсского народа.
Слобода – общее название нескольких бывших населенных пунктов (деревень Берег, Горняя, Большая, Першино, Олфино, Новая), расположенных в 7 км к востоку от с. Саминский Погост Вытегорского района Вологодской области. Первое упоминание о деревнях «в слободе» относится к 1563 году. В 1905 году слободские деревни входили в состав Титовского сельского общества Андомской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии, а незадолго до 1917 года образовали отдельное сельское общество – Слободское. К концу 1960-х годов в связи с укрупнением колхозов, ликвидацией «неперспективных» деревень Слобода опустела, многие из ее жителей переехали в Андомский, Саминский сель-советы, г. Вытегру.
В настоящей статье анализируется этнолингвистический материал, полученный в результате наших полевых исследований 2005–2008 годов, в частности, сделана попытка соотнесения традиционных локальных представлений о змеях с русскими и вепсскими мифологическими представлениями.