Маха-шваса – «великое дыхание»
В йоге есть два дыхательных упражнения, которые можно отнести к медитативным практикам, так как они благоприятно воздействуют на нервную систему, укрепляют волю и способствуют медитативному опыту.
Анулома-вилома. Можно условно перевести как «справа-слева».
Примите удобную позу.
Положите указательный и средний пальцы правой руки меж бровей (область «третьего глаза»). Указательным пальцем закройте правую ноздрю и сделайте спокойный полный вдох через левую ноздрю. Женщины делают это упражнение зеркально – левая рука на межбровье и вдох через правую ноздрю.
Зажмите левую ноздрю безымянным пальцем и сделайте выдох через правую.
Закончив выдох, начинайте вдох ноздрей, через которую выдыхали (правую).
Выполните без остановок двадцать дыхательных движений.
Главная задача – дышать спокойно и медленно, не сбиваясь с ритма. Продолжительность вдоха равна выдоху.
Чаще всего эту практику рекомендуется выполнять с мантрой «Со – Хам». Можно это перевести, как «я есть», «я существую». «Со» мысленно произноситься нПоза и положеа вдохе, «Хам» – на выдохе. Собственно, если прислушаться, то вдыхаемый воздух производит звук «Со», а выдыхаемый – «Хам». Это легко запомнить и легко выполнять. Практику «Со – Хам» можно выполнять в любых условиях. И не обязательно дышать попеременно через одну ноздрю. Или сидеть в позе лотоса. Достаточно просто обратить свой взор на дыхание и дышать медленнее, чем обычно.
Сукха-пурвака – «приятное дыхание». Его еще называют дыханием, очищающим нервы.
Положение руки то же. Разница в цикличности дыхания.
Вдох – 4 секунды. Задержка дыхания – 16 секунд.
Выдох – 8 секунд.
Продолжительности вдоха – задержки – выдоха составляют пропорцию 1:4:2. Задержка дыхания только на вдохе.
С практикой количество циклов можно увеличить от 4 до 12 и более.
Хотя к классическим медитативным техникам Сукха-пурваку можно отнести с большой натяжкой, это упражнение может быть подготовительным к психопрактике.
Все же главное в йоговском дыхании – не успокоение нервов и очищение организма, несмотря на их очевидную пользу. Дыхательные практики – это пранаяма, управление жизненной энергией. Одним самых эффективных упражнений в йоге является Маха-шваса – «великое дыхание». Йоги считают, что дышать нужно не только легкими, но и всем телом. И вдыхаем мы не только воздух, но прану – жизненную энергию. И от количества праны, которую мы потребляем с едой и воздухом, зависят наша жизнь и здоровье.
Идея питаться чистой энергией, светом так заманчива, что есть «горячие головы», которые утверждают, что, благодаря глубокому постижению Бога в себе, полностью перешли на праническое питание и ничего не едят и даже не пьют воды. Ко мне иногда приходят пациенты, страдающие избыточным весом, с просьбой от этого избыточного веса их освободить. Большинство из них говорит мне: «Доктор, я ничего не ем!» – «Я читал, что в Китае живет девочка, которая ничего не ест. Наверное, она ваша племянница», – отвечаю я и получаю полную информацию о вкусном и разнообразном питании пациента.
Не отрицая живительного значения праны, как человек с высшим медицинским образованием хочу заметить, что даже самые простые формы живых существ – микроорганизмы и вирусы нуждаются в питательных веществах, необходимых им для биохимических процессов. Клетки нашего тела имеют свой, исключительно индивидуальный жизненный цикл, и им кроме энергии, которую дают в конечном виде глюкоза и кислород, необходимы еще микроэлементы и витамины. И все для того, чтобы выполнить свою миссию в такой сложной структуре, как человеческий организм. Утверждающим обратное рекомендую почитать учебник биологии за 9-й класс средней школы.
Есть люди, которые скажут: «Что ваши научные факты против моей детской веры в чудо!» Объясняю на эмоциональном уровне: Будда Гаутама семь лет практиковал медитации, праническое дыхание и аскезу, обучаясь у самых лучших учителей того времени. Но дважды был на гране смерти, прибегая к суровым ограничениям в пище как к средству для достижения просветления. И пришел к выводу, хорошо выраженному русской пословицей: не евши, не пивши, и поп помрет. После чего строго-настрого заповедовал своим ученикам срединный, лишенный каких бы то ни было крайностей путь, дабы ни в какую больную голову не пришло желание экспериментировать со своим здоровьем. Следовательно, человек, перешедший полностью на праническое питание, должен быть святее Будды. Пока я таких не встречал.
Маха-шваса позволяет усилить приток жизненной энергии и исцелиться от болезней. Вильгельм Райх, австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, даже создал аккумулятор оргона – так он называл прану – и успешно лечил при помощи него рак, ишемическую болезнь сердца, астму, эпилепсию и другие заболевания.
Лучше всего эту медитацию делать после ванны или душа, когда тело чисто и расслаблено.
Лягте на спину. Слегка разведите в сторону руки и ноги. Закройте глаза и направьте внимание на дыхание. Дышите спокойно и ровно.
Представьте, что ваше тело находится в облаке золотисто-серебристой энергии. И с каждым вдохом тело, как губка, впитывает эту энергию. С каждым вдохом тело наполняется жизненной энергией – праной. На выдохе вы направляете прану в область солнечного сплетения.
Сделайте глубокий вдох и направьте энергию в область солнечного сплетения.
Направьте внимание на руки. Ваши руки могут дышать. Сделайте вдох через руки и на выдохе направьте энергию в область солнечного сплетения.
Вдох через руки. Прана проходит через кожу, мышцы, кости. Выдох в солнечное сплетение.
Вы делаете вдох жизненной энергии через руки и направляете ее в солнечное сплетение.
Направьте внимание на ноги. Ваши ноги могут дышать. Сделайте вдох через ноги и на выдохе направьте энергию в область солнечного сплетения.
Вдох через ноги. Прана проходит через кожу, мышцы, кости. Выдох в солнечное сплетение.
Вы делаете вдох жизненной энергии через ноги и направляете ее в солнечное сплетение.
Направьте внимание на голову. Ваша голова может дышать. Сделайте вдох через голову и на выдохе направьте энергию в область солнечного сплетения.
Борис Акимов.
В йоге есть два дыхательных упражнения, которые можно отнести к медитативным практикам, так как они благоприятно воздействуют на нервную систему, укрепляют волю и способствуют медитативному опыту.
Анулома-вилома. Можно условно перевести как «справа-слева».
Примите удобную позу.
Положите указательный и средний пальцы правой руки меж бровей (область «третьего глаза»). Указательным пальцем закройте правую ноздрю и сделайте спокойный полный вдох через левую ноздрю. Женщины делают это упражнение зеркально – левая рука на межбровье и вдох через правую ноздрю.
Зажмите левую ноздрю безымянным пальцем и сделайте выдох через правую.
Закончив выдох, начинайте вдох ноздрей, через которую выдыхали (правую).
Выполните без остановок двадцать дыхательных движений.
Главная задача – дышать спокойно и медленно, не сбиваясь с ритма. Продолжительность вдоха равна выдоху.
Чаще всего эту практику рекомендуется выполнять с мантрой «Со – Хам». Можно это перевести, как «я есть», «я существую». «Со» мысленно произноситься нПоза и положеа вдохе, «Хам» – на выдохе. Собственно, если прислушаться, то вдыхаемый воздух производит звук «Со», а выдыхаемый – «Хам». Это легко запомнить и легко выполнять. Практику «Со – Хам» можно выполнять в любых условиях. И не обязательно дышать попеременно через одну ноздрю. Или сидеть в позе лотоса. Достаточно просто обратить свой взор на дыхание и дышать медленнее, чем обычно.
Сукха-пурвака – «приятное дыхание». Его еще называют дыханием, очищающим нервы.
Положение руки то же. Разница в цикличности дыхания.
Вдох – 4 секунды. Задержка дыхания – 16 секунд.
Выдох – 8 секунд.
Продолжительности вдоха – задержки – выдоха составляют пропорцию 1:4:2. Задержка дыхания только на вдохе.
С практикой количество циклов можно увеличить от 4 до 12 и более.
Хотя к классическим медитативным техникам Сукха-пурваку можно отнести с большой натяжкой, это упражнение может быть подготовительным к психопрактике.
Все же главное в йоговском дыхании – не успокоение нервов и очищение организма, несмотря на их очевидную пользу. Дыхательные практики – это пранаяма, управление жизненной энергией. Одним самых эффективных упражнений в йоге является Маха-шваса – «великое дыхание». Йоги считают, что дышать нужно не только легкими, но и всем телом. И вдыхаем мы не только воздух, но прану – жизненную энергию. И от количества праны, которую мы потребляем с едой и воздухом, зависят наша жизнь и здоровье.
Идея питаться чистой энергией, светом так заманчива, что есть «горячие головы», которые утверждают, что, благодаря глубокому постижению Бога в себе, полностью перешли на праническое питание и ничего не едят и даже не пьют воды. Ко мне иногда приходят пациенты, страдающие избыточным весом, с просьбой от этого избыточного веса их освободить. Большинство из них говорит мне: «Доктор, я ничего не ем!» – «Я читал, что в Китае живет девочка, которая ничего не ест. Наверное, она ваша племянница», – отвечаю я и получаю полную информацию о вкусном и разнообразном питании пациента.
Не отрицая живительного значения праны, как человек с высшим медицинским образованием хочу заметить, что даже самые простые формы живых существ – микроорганизмы и вирусы нуждаются в питательных веществах, необходимых им для биохимических процессов. Клетки нашего тела имеют свой, исключительно индивидуальный жизненный цикл, и им кроме энергии, которую дают в конечном виде глюкоза и кислород, необходимы еще микроэлементы и витамины. И все для того, чтобы выполнить свою миссию в такой сложной структуре, как человеческий организм. Утверждающим обратное рекомендую почитать учебник биологии за 9-й класс средней школы.
Есть люди, которые скажут: «Что ваши научные факты против моей детской веры в чудо!» Объясняю на эмоциональном уровне: Будда Гаутама семь лет практиковал медитации, праническое дыхание и аскезу, обучаясь у самых лучших учителей того времени. Но дважды был на гране смерти, прибегая к суровым ограничениям в пище как к средству для достижения просветления. И пришел к выводу, хорошо выраженному русской пословицей: не евши, не пивши, и поп помрет. После чего строго-настрого заповедовал своим ученикам срединный, лишенный каких бы то ни было крайностей путь, дабы ни в какую больную голову не пришло желание экспериментировать со своим здоровьем. Следовательно, человек, перешедший полностью на праническое питание, должен быть святее Будды. Пока я таких не встречал.
Маха-шваса позволяет усилить приток жизненной энергии и исцелиться от болезней. Вильгельм Райх, австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, даже создал аккумулятор оргона – так он называл прану – и успешно лечил при помощи него рак, ишемическую болезнь сердца, астму, эпилепсию и другие заболевания.
Лучше всего эту медитацию делать после ванны или душа, когда тело чисто и расслаблено.
Лягте на спину. Слегка разведите в сторону руки и ноги. Закройте глаза и направьте внимание на дыхание. Дышите спокойно и ровно.
Представьте, что ваше тело находится в облаке золотисто-серебристой энергии. И с каждым вдохом тело, как губка, впитывает эту энергию. С каждым вдохом тело наполняется жизненной энергией – праной. На выдохе вы направляете прану в область солнечного сплетения.
Сделайте глубокий вдох и направьте энергию в область солнечного сплетения.
Направьте внимание на руки. Ваши руки могут дышать. Сделайте вдох через руки и на выдохе направьте энергию в область солнечного сплетения.
Вдох через руки. Прана проходит через кожу, мышцы, кости. Выдох в солнечное сплетение.
Вы делаете вдох жизненной энергии через руки и направляете ее в солнечное сплетение.
Направьте внимание на ноги. Ваши ноги могут дышать. Сделайте вдох через ноги и на выдохе направьте энергию в область солнечного сплетения.
Вдох через ноги. Прана проходит через кожу, мышцы, кости. Выдох в солнечное сплетение.
Вы делаете вдох жизненной энергии через ноги и направляете ее в солнечное сплетение.
Направьте внимание на голову. Ваша голова может дышать. Сделайте вдох через голову и на выдохе направьте энергию в область солнечного сплетения.
Борис Акимов.