Йога. Девять помех концентрации
Болезненность, леность, сомнение, вялость, легкомыслие, любовь к жизненным благам, заблуждение, рассеянность (недостаточная сосредоточенность), неустойчивость в нем являются препятствиями и вызывают отвлечение разума.
Таковы девять помех концентрации. Они появляются вместе с процессом хаотичного мышления и исчезают вместе с ним. Брешь в сосредоточенности может привести к регрессу на любой стадии развития.
Все искусство идущего по пути Йоги заключается в том, насколько он способен отключить свой разум от объектов внешнего мира. Насколько ему удается подключить его к подсознанию, которое принимает сигналы от внутреннего мира и передает его сознанию. Все осложняется тем, что анатомически зоны проекций внутренних и внешних сигналов в коре головного мозга совпадают, но, поскольку сенсорная (наружная) информация достигает зон осознания сигналов скорее, чем «внутренняя», то первая как бы блокирует вторую. Есть еще один слой блокировки, вызываемый жизнеобеспечением. К зонам проекции внутренних сигналов подсоединена информация, идущая от внутренних органов. В повседневной жизни мы не чувствуем этих сигналов, информация от них блокируется сенсорикой и пробивается к сознанию только во время болезни. Информация от внутреннего мира блокируется вдвойне.
Подавление деятельности разума и проникновение в неосознаваемое, под те слои, которыми обычная жизнь скрывает нашу истинную природу, невозможно, если разум неуравновешен. Зерно духа, присутствующее в каждом из нас, не осознается сознанием, занятым заботой о теле. Болезнь нарушает равновесие ума и привязывает его к страданиям тела. Очень часто это приводит к вялости, бессилию, к утрате определенной жизненной цели.
Легкомыслие – это не только препятствие, но и источник определенной опасности для практикующего йогу, так как порождает несерьезное отношение к достижениям и к неудачам, что может вызвать серьезные нарушения здоровья.
Леность несовместима с йогой, так как лишает человека настойчивости в достижении цели.
Источниками заблуждения являются незнание (авидья), эгоизм (асмита), чрезмерная привязанность к жизни и ее благам (абхинивеша); не следует отступать, если не сразу удается достичь устойчивого сосредоточения. Неизбежно приходит день, когда продвижение от успеха к успеху приостанавливается, и это воспринимается как падение. Необходима настойчивость, только она помогает преодолеть временные неудачи.
Следует помнить, что концентрация является своеобразным очистительным процессом, она очищает тело и ум. Однако в течение этого процесса могут проявиться различные физические, психосоматические и психические болезни, которые были скрыты в подсознании. Следует отметить, концентрация не порождает заболеваний, она лишь проявляет латентные недуги. В этом случае болезнь не только выявляется, но и уничтожается самим состоянием концентрированного сознания.
Источник: Марк Абрамович "Йога"
Болезненность, леность, сомнение, вялость, легкомыслие, любовь к жизненным благам, заблуждение, рассеянность (недостаточная сосредоточенность), неустойчивость в нем являются препятствиями и вызывают отвлечение разума.
Таковы девять помех концентрации. Они появляются вместе с процессом хаотичного мышления и исчезают вместе с ним. Брешь в сосредоточенности может привести к регрессу на любой стадии развития.
Все искусство идущего по пути Йоги заключается в том, насколько он способен отключить свой разум от объектов внешнего мира. Насколько ему удается подключить его к подсознанию, которое принимает сигналы от внутреннего мира и передает его сознанию. Все осложняется тем, что анатомически зоны проекций внутренних и внешних сигналов в коре головного мозга совпадают, но, поскольку сенсорная (наружная) информация достигает зон осознания сигналов скорее, чем «внутренняя», то первая как бы блокирует вторую. Есть еще один слой блокировки, вызываемый жизнеобеспечением. К зонам проекции внутренних сигналов подсоединена информация, идущая от внутренних органов. В повседневной жизни мы не чувствуем этих сигналов, информация от них блокируется сенсорикой и пробивается к сознанию только во время болезни. Информация от внутреннего мира блокируется вдвойне.
Подавление деятельности разума и проникновение в неосознаваемое, под те слои, которыми обычная жизнь скрывает нашу истинную природу, невозможно, если разум неуравновешен. Зерно духа, присутствующее в каждом из нас, не осознается сознанием, занятым заботой о теле. Болезнь нарушает равновесие ума и привязывает его к страданиям тела. Очень часто это приводит к вялости, бессилию, к утрате определенной жизненной цели.
Легкомыслие – это не только препятствие, но и источник определенной опасности для практикующего йогу, так как порождает несерьезное отношение к достижениям и к неудачам, что может вызвать серьезные нарушения здоровья.
Леность несовместима с йогой, так как лишает человека настойчивости в достижении цели.
Источниками заблуждения являются незнание (авидья), эгоизм (асмита), чрезмерная привязанность к жизни и ее благам (абхинивеша); не следует отступать, если не сразу удается достичь устойчивого сосредоточения. Неизбежно приходит день, когда продвижение от успеха к успеху приостанавливается, и это воспринимается как падение. Необходима настойчивость, только она помогает преодолеть временные неудачи.
Следует помнить, что концентрация является своеобразным очистительным процессом, она очищает тело и ум. Однако в течение этого процесса могут проявиться различные физические, психосоматические и психические болезни, которые были скрыты в подсознании. Следует отметить, концентрация не порождает заболеваний, она лишь проявляет латентные недуги. В этом случае болезнь не только выявляется, но и уничтожается самим состоянием концентрированного сознания.
Источник: Марк Абрамович "Йога"