Что есть Йога?
Йога — это союз индивидуальной самости (дживатма) с Самостью (Параматма). Философия санкхьи — теоретическая, в то время как йога — это практика. Санкхья и йога, соединенные, дают динамическое описание системы мышления и жизни. Знание без действия и действие без знания не помогут человеку. Они должны быть слиты воедино. Потому санкхья и йога идут вместе.
В соответствии с йогой, Яджнавалкья Смрити, Творец (Брахма), выступающий как Хираньягарбха (Золотой Зародыш), был истоком системы йоги, направленной на здоровье тела, контроль ума и обретение мира. Система впервые была детально изложена и записана Патанджали в его «Йога Сутре», или афоризмах. Они скорее директивные, чем логические и описательные, проливающие свет на средства и конечную цель. Когда все восемь дисциплин йоги собраны воедино и практикуются, йогин испытывает единство с Творцом и утрачивает свою тождественность с телом, умом и самостью. Это — йога слияния (самьяма).
«Йога Сутра» состоит из 195 афоризмов, разделенных на четыре главы. Первая рассматривает теорию йоги. Она предназначена для тех, кто уже достиг уравновешенного ума и определил, что он должен делать, чтобы поддержать эту уравновешенность. Вторая глава, посвященная искусству йоги, дает начинающему введение в практику. Третья глава описывает внутреннюю дисциплину и силы (сиддхи), которые он приобретает. Четвертая, и последняя глава рассказывает о свободе или освобождении от оков этого мира.
Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает соединяться, переплетаться, приобщаться и впрягаться в ярмо, направлять и концентрировать внимание с целью использовать его в медитации. Йога, следовательно, — это искусство, которое приводит непоследовательный и рассеянный ум к состоянию, в котором он способен отражать и мыслить согласованно. Это и есть причастность человеческой души к Божественности.
Наследие природы человеку — три характеристики, или качества (гуны), а именно: ясность (саттва), деятельность (раджас) и инерция (тамас). Установленный на колесе времени (калачакра: кала — время, чакра — колесо), подобно горшку на гончарном круге (кулалачакра), человек формируется и трансформируется в соответствии с изначальным соотношением этих трех фундаментальных взаимопереплетенных характеристик.
Человек наделен умом (манас), интеллектом (буддхи) и эго (ахамкара), вместе известными как сознание (читта), которое есть источник мышления, понимания и действия. По мере того как поворачивается колесо жизни, сознание испытывает пять бедствий, порождаемых невежеством (авидья), эгоизмом (асмита), привязанностью (рага), отвращением (двеша) и любовью к жизни (абхинивеша). Это, в свою очередь, оставляет читту в пяти различных состояниях, которые могут быть следующими: вялость, тупость (мудха), волнение (кшипта), частичная стабильность (викшипта), однонаправленное внимание (экагра) и контролируемое состояние (нируддха). Читта подобна огню, топливом которого служат желания (васаны) и без которого огонь умирает. Читта в этом чистом состоянии становится источником просветления.
Читта в состоянии вялости очищается через яму, нияму и асаны, посредством которых ум побуждается к активности, Асана и Пранаяма приводят колеблющийся ум к состоянию некоторой устойчивости. Дисциплина Пранаямы и Пратьяхары заставляют читту быть внимательной и концентрировать свою энергию. Затем читта удерживается в этом состоянии посредством дхьяны и самадхи. По мере прогресса высшие ступени йоги становятся доминирующими, но предыдущие ступени, которые составляют основу, никогда не следует игнорировать или пренебрегать ими.
Перед тем, как исследовать неведомую «Атму», садхака должен изучить известные ему тело, ум, интеллект и эго. Когда он знает «известное» во всей его целостности, все эти составляющие вливаются в «неведомое» подобно рекам, впадающим в море. В этот момент он испытывает высшее состояние блаженства (ананда).
Сначала йога занимается здоровьем, мощью и завоеванием тела. Затем она поднимает покров различия между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к миру и незамутненной чистоте.
Йога систематически учит человека стремиться к божественному в себе, и делать это следует тщательно и активно. Благодаря ей, он выводит себя из лабиринта собственного тела к внутренней самости. Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств — в ум, который контролирует эмоции. От ума он проникает в интеллект, который является проводником причины. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (читте). Последняя ступень — от сознания к его Самости, к самому его существу (Атма).
Таким образом, йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты — к свету и от смерти к бессмертию.
Йога — это союз индивидуальной самости (дживатма) с Самостью (Параматма). Философия санкхьи — теоретическая, в то время как йога — это практика. Санкхья и йога, соединенные, дают динамическое описание системы мышления и жизни. Знание без действия и действие без знания не помогут человеку. Они должны быть слиты воедино. Потому санкхья и йога идут вместе.
В соответствии с йогой, Яджнавалкья Смрити, Творец (Брахма), выступающий как Хираньягарбха (Золотой Зародыш), был истоком системы йоги, направленной на здоровье тела, контроль ума и обретение мира. Система впервые была детально изложена и записана Патанджали в его «Йога Сутре», или афоризмах. Они скорее директивные, чем логические и описательные, проливающие свет на средства и конечную цель. Когда все восемь дисциплин йоги собраны воедино и практикуются, йогин испытывает единство с Творцом и утрачивает свою тождественность с телом, умом и самостью. Это — йога слияния (самьяма).
«Йога Сутра» состоит из 195 афоризмов, разделенных на четыре главы. Первая рассматривает теорию йоги. Она предназначена для тех, кто уже достиг уравновешенного ума и определил, что он должен делать, чтобы поддержать эту уравновешенность. Вторая глава, посвященная искусству йоги, дает начинающему введение в практику. Третья глава описывает внутреннюю дисциплину и силы (сиддхи), которые он приобретает. Четвертая, и последняя глава рассказывает о свободе или освобождении от оков этого мира.
Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает соединяться, переплетаться, приобщаться и впрягаться в ярмо, направлять и концентрировать внимание с целью использовать его в медитации. Йога, следовательно, — это искусство, которое приводит непоследовательный и рассеянный ум к состоянию, в котором он способен отражать и мыслить согласованно. Это и есть причастность человеческой души к Божественности.
Наследие природы человеку — три характеристики, или качества (гуны), а именно: ясность (саттва), деятельность (раджас) и инерция (тамас). Установленный на колесе времени (калачакра: кала — время, чакра — колесо), подобно горшку на гончарном круге (кулалачакра), человек формируется и трансформируется в соответствии с изначальным соотношением этих трех фундаментальных взаимопереплетенных характеристик.
Человек наделен умом (манас), интеллектом (буддхи) и эго (ахамкара), вместе известными как сознание (читта), которое есть источник мышления, понимания и действия. По мере того как поворачивается колесо жизни, сознание испытывает пять бедствий, порождаемых невежеством (авидья), эгоизмом (асмита), привязанностью (рага), отвращением (двеша) и любовью к жизни (абхинивеша). Это, в свою очередь, оставляет читту в пяти различных состояниях, которые могут быть следующими: вялость, тупость (мудха), волнение (кшипта), частичная стабильность (викшипта), однонаправленное внимание (экагра) и контролируемое состояние (нируддха). Читта подобна огню, топливом которого служат желания (васаны) и без которого огонь умирает. Читта в этом чистом состоянии становится источником просветления.
Читта в состоянии вялости очищается через яму, нияму и асаны, посредством которых ум побуждается к активности, Асана и Пранаяма приводят колеблющийся ум к состоянию некоторой устойчивости. Дисциплина Пранаямы и Пратьяхары заставляют читту быть внимательной и концентрировать свою энергию. Затем читта удерживается в этом состоянии посредством дхьяны и самадхи. По мере прогресса высшие ступени йоги становятся доминирующими, но предыдущие ступени, которые составляют основу, никогда не следует игнорировать или пренебрегать ими.
Перед тем, как исследовать неведомую «Атму», садхака должен изучить известные ему тело, ум, интеллект и эго. Когда он знает «известное» во всей его целостности, все эти составляющие вливаются в «неведомое» подобно рекам, впадающим в море. В этот момент он испытывает высшее состояние блаженства (ананда).
Сначала йога занимается здоровьем, мощью и завоеванием тела. Затем она поднимает покров различия между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к миру и незамутненной чистоте.
Йога систематически учит человека стремиться к божественному в себе, и делать это следует тщательно и активно. Благодаря ей, он выводит себя из лабиринта собственного тела к внутренней самости. Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств — в ум, который контролирует эмоции. От ума он проникает в интеллект, который является проводником причины. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (читте). Последняя ступень — от сознания к его Самости, к самому его существу (Атма).
Таким образом, йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты — к свету и от смерти к бессмертию.