Медитация на слово "смерть".
Висуддхимагга определяет смерть как «прекращение действия жизненной силы на протяжении одного цикла существования».
Медитирующему необходимо уединится в тихом, спокойном месте и сосредоточить свой разум на мысли «Смерть когда-нибудь наступит, а жизнь прекратится», или просто поразмышлять о слове «смерть». Внешне упражнение кажется простым, но на самом деле выработать привычку постоянно думать о смерти довольно трудно. Это происходит из-за явления, которое Фрейд в своем эссе о смерти назвал «нашим отношением к смерти» — мы легкомысленно провозглашаем смерть уделом общим для всех, но на самом деле живем так, словно в нашем случае будет сделано исключение/*0 в трактате Буддагосы прослеживается его убежденность в том, что только постоянное воспомнинание о смерти и частые размышления о ней метут искоренить эту глубоко засевшую уверенность.
Если на раннем этапе своей жизни человек начнет работать над устранением подсознательной веры в то, что «каким-нибудь образом смерть пощадит меня», и станет размышлять над постоянно присутствующей вероятностью смерти, то его жизнь обретет новое значение и направление. Неуверенность в часе смерти заставляет нас ценить каждое мгновение и освобождает от иллюзии, присущей молодежи, которая думает, что времени хватит на все. Убеждение в том, что смерть может нанести свой удар в любой момент, побуждает нас сосредоточиться на действительно важных вещах и отказаться от мелочей, на которые мы расходуем столь много драгоценного времени. Осознание того, что могила является нашей общей судьбой, пробуждает сострадание к слабейшим из нас. Это похоже на случаи, имевшие место во время Второй мировой войны, когда совершенно незнакомые друг другу люди, скрывавшиеся от авианалетов в европейских бомбоубежищах, разделяя опасность немедленной смерти, вдруг делались близкими и начинали помогать другим так бескорыстно, как этого не встретишь в мирное время.
Не в последнюю очередь подобное осознание побуждает нас проживать каждый день так как будто он является нашим последним днем. Это засвидетельствовано многими людьми, среди которых и выдающийся психолог Авраам Маслоу, который чуть было не умер от сердечного присгупа. Позже он написал об этом своему другу: «Противостояние со смертью — и получение от нее передышки — делает все окружающее настолько драгоценным, настолько свящеі шым, настолько красивым, что я чувствую сильнее чем когда-либо потребность любить это, охватывать это, и позволять себе чувствовать потрясение от всего этого. Моя река никогда не выглядела настолько красивой».
А теперь сосредоточимся на самой медитации. Учителя древности советуют:
«Напишите слово «смерть» на своем лбу и оставьте его там». В самом начале вдохи и выдохи полезно подстроить под мягкую вокализацию слова «смерть». Позже слово может произноситься только на выдохе. Необязательно воображать себе само слово. Это можно делать только тогда, когда подобная визуализация помогает держать его в памяти. Разум полностью должен быть сконцентрирован на значении слова смерть — при этом следует следить за тем, чтобы оно не произносилось чисто механически.
Филипп Капло - Дзен жизни и смерти для живых и мертвых: Практическое и духовное руководство.
Висуддхимагга определяет смерть как «прекращение действия жизненной силы на протяжении одного цикла существования».
Медитирующему необходимо уединится в тихом, спокойном месте и сосредоточить свой разум на мысли «Смерть когда-нибудь наступит, а жизнь прекратится», или просто поразмышлять о слове «смерть». Внешне упражнение кажется простым, но на самом деле выработать привычку постоянно думать о смерти довольно трудно. Это происходит из-за явления, которое Фрейд в своем эссе о смерти назвал «нашим отношением к смерти» — мы легкомысленно провозглашаем смерть уделом общим для всех, но на самом деле живем так, словно в нашем случае будет сделано исключение/*0 в трактате Буддагосы прослеживается его убежденность в том, что только постоянное воспомнинание о смерти и частые размышления о ней метут искоренить эту глубоко засевшую уверенность.
Если на раннем этапе своей жизни человек начнет работать над устранением подсознательной веры в то, что «каким-нибудь образом смерть пощадит меня», и станет размышлять над постоянно присутствующей вероятностью смерти, то его жизнь обретет новое значение и направление. Неуверенность в часе смерти заставляет нас ценить каждое мгновение и освобождает от иллюзии, присущей молодежи, которая думает, что времени хватит на все. Убеждение в том, что смерть может нанести свой удар в любой момент, побуждает нас сосредоточиться на действительно важных вещах и отказаться от мелочей, на которые мы расходуем столь много драгоценного времени. Осознание того, что могила является нашей общей судьбой, пробуждает сострадание к слабейшим из нас. Это похоже на случаи, имевшие место во время Второй мировой войны, когда совершенно незнакомые друг другу люди, скрывавшиеся от авианалетов в европейских бомбоубежищах, разделяя опасность немедленной смерти, вдруг делались близкими и начинали помогать другим так бескорыстно, как этого не встретишь в мирное время.
Не в последнюю очередь подобное осознание побуждает нас проживать каждый день так как будто он является нашим последним днем. Это засвидетельствовано многими людьми, среди которых и выдающийся психолог Авраам Маслоу, который чуть было не умер от сердечного присгупа. Позже он написал об этом своему другу: «Противостояние со смертью — и получение от нее передышки — делает все окружающее настолько драгоценным, настолько свящеі шым, настолько красивым, что я чувствую сильнее чем когда-либо потребность любить это, охватывать это, и позволять себе чувствовать потрясение от всего этого. Моя река никогда не выглядела настолько красивой».
А теперь сосредоточимся на самой медитации. Учителя древности советуют:
«Напишите слово «смерть» на своем лбу и оставьте его там». В самом начале вдохи и выдохи полезно подстроить под мягкую вокализацию слова «смерть». Позже слово может произноситься только на выдохе. Необязательно воображать себе само слово. Это можно делать только тогда, когда подобная визуализация помогает держать его в памяти. Разум полностью должен быть сконцентрирован на значении слова смерть — при этом следует следить за тем, чтобы оно не произносилось чисто механически.
Филипп Капло - Дзен жизни и смерти для живых и мертвых: Практическое и духовное руководство.