Сократ (470—399 ДО Н.Э.)
Сократ, греческий философ из Афин, представляет собой один из самых известных на Западе примеров героя-одиночки, чей переход к смерти был столь же свободен, как и вся его жизнь, прожитая им с невозмутимым спокойствием и отсутствием страха. Из диалогов Платона мы узнаем, что этот «мудрейший из людей» абсолютно не страшился смерти, и в последние мгновения своей жизни вместо отчаяния и беспокойства излучал спокойствие и нежное милосердие. Его заботило только то, как утешить 'гсх, кто пришел утешать его самого, и показать им пример смерти, достойной похвалы.
Из какого источника приходила мудрость, которая вдохнула и него такое спокойствие и невозмутимость? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вкратце рассмотрим некоторые важные этапы жизни Сократа, борца и философа; суд над ним, приговор и тюремное заключение и знамени тую сцену, произошедшую перед тем, как он выпил яд, который он должен был выпить по решению тех, кто судил его.
О молодости Сократа известно очень мало, так как Платон — наш основной источник информации — находился с Сократом только в последние десять лет его жизни. Нам известно только то, что Сократ был афинским солдатом, которого заметили благодаря его храбрости, выносливости и хладнокровию в бою. Когда его представили к военным наградам, он отказался от них в пользу своего командира, которого он спас. Однажды во время сражения Сократ удивил своих товарищей тем, что в течение целых суток простоял на одном месте как вкопанный, чем-то увлеченный и поглощенный; Платон намекает, что подобная «поглощенность» не была единичным случаем. В более поздние годы Сократ показал выдающуюся храбрость, защищая конституционные права группы обвиняемых против сердитого и разъяренного собрания; в другом случае он с риском для жизни бросил вызов группе жестоких тиранов.
Сократ приучил себя обходиться малым, но в молодости он не был аскетом. Платон говорит, что Сократ «знал жизнь в нищете и жизнь в богатстве». Характер у него был жизнерадостный, что отражалось на его спокойном лице, его мягкости в обхождении с собеседниками и чувстве иронического юмора, который был известен даже при его жизни. В то же время от его откровенных замечаний и проницательной логики не мог спастись никто, и эти качества вместе с его олимпийским спокойствием и невозмутимостью раздражали многих людей в Афинах.
Целью своей жизни Сократ считал поиск истины и разоблачение всех претензий на мудрость. Эта цель была дана ему Дельфийским оракулом. Являясь непубличной фигурой, в том смысле, что он никогда не стремился к государственным постам, Сократ тем не менее отождествлял себя со своими соотечественниками-афи- нянами и очень заботился об их духовном благосостоянии. Он
призывал людей жить согласно фундаментальным ценностям. Он сравнивал себя с оводом, который не дает покоя государству, считая себя настоящим государственным деятелем, потому что он проявлял внимание не к тому, что было популярно, а к тому, что по-настоящему было полезным для людей.
Формально Сократа осудили на основании обвинений в ереси и растлении афинской молодежи. По этим обвинениям суд требовал для него смертной казни. Защищая себя, Сократ использовал против своих обвинителей их же оружие. Не нападая на них, он стал судить всех афинян.
Он был осужден с незначительным преимуществом в голосах, и ему предложили выбрать себе альтернативное наказание — возможно, изгнание. Вместо этого он попросил, чтобы за его службу ему предоставили государственное содержание. Судьи, привыкшие к более скромным просьбам, разозлились и подавляющим большинством голосов осудили Сократа на смерть.
В промежутке между приговором и казнью Крит, один из старых друзей Сократа, умолял его бежать и уже приготовил для этого все необходимое. Но Сократ отказался, сказав, что, несмотря на несправедливое решение суда, ему надо подчиниться, так как суд был законным. И в этом, так же как и на суде, он показал себя настоящим гражданином, более честным и проницательным, чем его обвинители, суд или друзья. Суд, сцена в тюрьме с Критом и поведение Сократа во время смерти, описанные позже Платоном в «Федоне» вот уже двадцать четыре столетия потрясают умы и сердца многих людей своим величием, спокойствием и глубиной провидения этого человека.
Как мог Сократ встречать смерть так бесстрашно? Самый простой ответ заключается в том, что он привык умирать. Он умертвил свои интересы в бою, как заявляет он в своей речи на суде, он умер в своих «поглощениях», во время которых погружался в размышления и забывал о своем теле; в своих поисках истины, проводимых в бедности и простоте, он умер для удовольствий; и неоднократно в процессе духовного роста эмоционально и интеллектуально он умертвлял свое старое «я» как в тишине, так и в беседе. Он привык умирать каждый день, и его поведение во время смерти подтвердило искренность всего того, что ей предшествовало. Платон приписывает Сократу следующие слова: «Так вот, Симмий, те, кто по-настоящему любит мудрость и учится умирать, меньше всего на свете боятся смерти».
Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что Сократ внутренне чувствовал, что смерть не является наказанием или злом. Хорошему человеку плохой никогда не сможет повредить, говорил он; добродетель полностью побеждает временную власть. Сократ верил, что после смерти жизнь продолжается и тогда же происходит настоящий суд, судьи которого не ослеплены смертной пеленой и поэтому способны понять душу вновь умершего.
Награда по-настоящему добродетельного и сосредоточенного приверженца мудрости — это возможность пойти туда, где можно общаться с богами, древними героями и важными персонами. Такова была непоколебимая вера Сократа. В то же время разум подсказывал ему, что смерть была чем-то неизвестным, и поэтому могла быть благом. Унижать собственное достоинство до наступления смерти считалось злым деянием, способным повредить духовному прогрессу после смерти. Сократ не видел смысла в том, чтобы желать себе зла вместо возможного блага. Для других людей подобный вид размышления не затрагивает глубинные струны их души. Для Сократа его ум, эмоции и духовная жизнь являлись одним целым; он приучил себя жить по самым высоким стандартам, и таким образом он уменьшил разрыв между знанием и деланием.
Хотя Сократ был не в состоянии остановить упадок Афин, его слова и дела оказали огромное влияние на формирование духовных ценностей, важных для западной цивилизации. И в этом смысле он живет и сегодня. Он всегда ждет, чтобы испытать нас, и его испытание продолжается прямо сейчас, поскольку все из нас выбирают между благом, таким, каким мы его понимаем, и выгодой, между настоящим поиском смысла и пустыми условностями, которые окружают нас повсюду.
Рассказ Платона о последних часах жизни Сократа.
Крит сделал знак, стоящему рядом слуге, тот вышел и возвратился с тюремщиком, который нес чашу яда. Сократ сказал: «Что ж, мой добрый друг, столь опытный в таких делах, скажите мне, что должен делать я».
Тюремщик ответил: «Вам надо просто немного походить, пока ваши ноги не отяжелеют, а затем лечь, и тогда начнется действие яда». Он протянул чашу Сократу. Спокойно, без тени страха и сомнения, глядя тюремщику прямо в лицо, Сократ взял ее и спросил: «А как насчет того, чтобы сделать возлияние из этой чаши какому- нибудь божеству? Могу я это сделать или нет?»
Мужчина ответил: «Мы готовим ровно столько яда, сколько требуется».
«Понимаю,— сказал Сократ,— но я могу и должен просить богов о том, чтобы они облегчили мой путь из этого мира в мир иной — и да будет так, согласно моей молитве».
Затем, поднеся чашу к губам, он легко и непринужденно выпил весь яд. Если до этого момента большинству из нас еще как-то удавалось сдерживать слезы, то теперь, увидев, как он осушил чашу до дна, мы уже не могли удержаться, и у меня из глаз брызнули слезы. Мне пришлось закрыть лицо руками и зарыдать, но не потому, что он умирает, а при мысли о своем собственном горе, ибо я вынужден был терять такого друга. И я не был первым: Крит, видя, что ему уже не удастся сдержать слезы, поднялся и вслед за ним встал и я. В этот момент Аполлодор, плакавший все это время, разразился громким и отчаянным криком, который напугал нас всех.
Один только Сократ сохранял спокойствие. «Что это за странный крик? — спросил он,— Я отослал женщин главным образом из-за подобного их поведения, так как мне сказали, что мужчина должен умирать в мире. Поэтому успокойтесь и будьте терпеливы».
Услышав его слова, мы устыдились и прекратили плакать. Еще какое-то время Сократ ходил, а потом ноги отказали ему и он, последовав совету, лег на спину. Человек, который дал ему яд, то и дело посматривал на ноги Сократа. Через некоторое время он надавил на одну из них и спросил Сократа, чувствует ли тот что-нибудь. «Нет»,— последовал ответ. Тогда он стал надавливать на другие места на ногах, показывая нам, что ноги стали холодными и негнущимися. И Сократ, ощущавший это, сказал нам: «Когда яд дойдет до сердца, наступит конец».
Его живот начал холодеть, когда он открыл свое лицо (ибо до этого он закрыл его рутами) и произнес — и это были его последние слова: — «Крит, я должен одного петуха Асклепию, не мог бы ты вернуть этот долг?»
«Долг будет возвращен,— ответил Крит.— Что-нибудь еще?» На этот вопрос ответа не последовало. Через минуту-другую
послышались звуки шагов, и пришедшие слуги открыли ему лицо. Глаза и рот его были открыты, и Крит закрыл их.
Филипп Капло - Дзен жизни и смерти для живых и мертвых: Практическое и духовное руководство.
Сократ, греческий философ из Афин, представляет собой один из самых известных на Западе примеров героя-одиночки, чей переход к смерти был столь же свободен, как и вся его жизнь, прожитая им с невозмутимым спокойствием и отсутствием страха. Из диалогов Платона мы узнаем, что этот «мудрейший из людей» абсолютно не страшился смерти, и в последние мгновения своей жизни вместо отчаяния и беспокойства излучал спокойствие и нежное милосердие. Его заботило только то, как утешить 'гсх, кто пришел утешать его самого, и показать им пример смерти, достойной похвалы.
Из какого источника приходила мудрость, которая вдохнула и него такое спокойствие и невозмутимость? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вкратце рассмотрим некоторые важные этапы жизни Сократа, борца и философа; суд над ним, приговор и тюремное заключение и знамени тую сцену, произошедшую перед тем, как он выпил яд, который он должен был выпить по решению тех, кто судил его.
О молодости Сократа известно очень мало, так как Платон — наш основной источник информации — находился с Сократом только в последние десять лет его жизни. Нам известно только то, что Сократ был афинским солдатом, которого заметили благодаря его храбрости, выносливости и хладнокровию в бою. Когда его представили к военным наградам, он отказался от них в пользу своего командира, которого он спас. Однажды во время сражения Сократ удивил своих товарищей тем, что в течение целых суток простоял на одном месте как вкопанный, чем-то увлеченный и поглощенный; Платон намекает, что подобная «поглощенность» не была единичным случаем. В более поздние годы Сократ показал выдающуюся храбрость, защищая конституционные права группы обвиняемых против сердитого и разъяренного собрания; в другом случае он с риском для жизни бросил вызов группе жестоких тиранов.
Сократ приучил себя обходиться малым, но в молодости он не был аскетом. Платон говорит, что Сократ «знал жизнь в нищете и жизнь в богатстве». Характер у него был жизнерадостный, что отражалось на его спокойном лице, его мягкости в обхождении с собеседниками и чувстве иронического юмора, который был известен даже при его жизни. В то же время от его откровенных замечаний и проницательной логики не мог спастись никто, и эти качества вместе с его олимпийским спокойствием и невозмутимостью раздражали многих людей в Афинах.
Целью своей жизни Сократ считал поиск истины и разоблачение всех претензий на мудрость. Эта цель была дана ему Дельфийским оракулом. Являясь непубличной фигурой, в том смысле, что он никогда не стремился к государственным постам, Сократ тем не менее отождествлял себя со своими соотечественниками-афи- нянами и очень заботился об их духовном благосостоянии. Он
призывал людей жить согласно фундаментальным ценностям. Он сравнивал себя с оводом, который не дает покоя государству, считая себя настоящим государственным деятелем, потому что он проявлял внимание не к тому, что было популярно, а к тому, что по-настоящему было полезным для людей.
Формально Сократа осудили на основании обвинений в ереси и растлении афинской молодежи. По этим обвинениям суд требовал для него смертной казни. Защищая себя, Сократ использовал против своих обвинителей их же оружие. Не нападая на них, он стал судить всех афинян.
Он был осужден с незначительным преимуществом в голосах, и ему предложили выбрать себе альтернативное наказание — возможно, изгнание. Вместо этого он попросил, чтобы за его службу ему предоставили государственное содержание. Судьи, привыкшие к более скромным просьбам, разозлились и подавляющим большинством голосов осудили Сократа на смерть.
В промежутке между приговором и казнью Крит, один из старых друзей Сократа, умолял его бежать и уже приготовил для этого все необходимое. Но Сократ отказался, сказав, что, несмотря на несправедливое решение суда, ему надо подчиниться, так как суд был законным. И в этом, так же как и на суде, он показал себя настоящим гражданином, более честным и проницательным, чем его обвинители, суд или друзья. Суд, сцена в тюрьме с Критом и поведение Сократа во время смерти, описанные позже Платоном в «Федоне» вот уже двадцать четыре столетия потрясают умы и сердца многих людей своим величием, спокойствием и глубиной провидения этого человека.
Как мог Сократ встречать смерть так бесстрашно? Самый простой ответ заключается в том, что он привык умирать. Он умертвил свои интересы в бою, как заявляет он в своей речи на суде, он умер в своих «поглощениях», во время которых погружался в размышления и забывал о своем теле; в своих поисках истины, проводимых в бедности и простоте, он умер для удовольствий; и неоднократно в процессе духовного роста эмоционально и интеллектуально он умертвлял свое старое «я» как в тишине, так и в беседе. Он привык умирать каждый день, и его поведение во время смерти подтвердило искренность всего того, что ей предшествовало. Платон приписывает Сократу следующие слова: «Так вот, Симмий, те, кто по-настоящему любит мудрость и учится умирать, меньше всего на свете боятся смерти».
Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что Сократ внутренне чувствовал, что смерть не является наказанием или злом. Хорошему человеку плохой никогда не сможет повредить, говорил он; добродетель полностью побеждает временную власть. Сократ верил, что после смерти жизнь продолжается и тогда же происходит настоящий суд, судьи которого не ослеплены смертной пеленой и поэтому способны понять душу вновь умершего.
Награда по-настоящему добродетельного и сосредоточенного приверженца мудрости — это возможность пойти туда, где можно общаться с богами, древними героями и важными персонами. Такова была непоколебимая вера Сократа. В то же время разум подсказывал ему, что смерть была чем-то неизвестным, и поэтому могла быть благом. Унижать собственное достоинство до наступления смерти считалось злым деянием, способным повредить духовному прогрессу после смерти. Сократ не видел смысла в том, чтобы желать себе зла вместо возможного блага. Для других людей подобный вид размышления не затрагивает глубинные струны их души. Для Сократа его ум, эмоции и духовная жизнь являлись одним целым; он приучил себя жить по самым высоким стандартам, и таким образом он уменьшил разрыв между знанием и деланием.
Хотя Сократ был не в состоянии остановить упадок Афин, его слова и дела оказали огромное влияние на формирование духовных ценностей, важных для западной цивилизации. И в этом смысле он живет и сегодня. Он всегда ждет, чтобы испытать нас, и его испытание продолжается прямо сейчас, поскольку все из нас выбирают между благом, таким, каким мы его понимаем, и выгодой, между настоящим поиском смысла и пустыми условностями, которые окружают нас повсюду.
Рассказ Платона о последних часах жизни Сократа.
Крит сделал знак, стоящему рядом слуге, тот вышел и возвратился с тюремщиком, который нес чашу яда. Сократ сказал: «Что ж, мой добрый друг, столь опытный в таких делах, скажите мне, что должен делать я».
Тюремщик ответил: «Вам надо просто немного походить, пока ваши ноги не отяжелеют, а затем лечь, и тогда начнется действие яда». Он протянул чашу Сократу. Спокойно, без тени страха и сомнения, глядя тюремщику прямо в лицо, Сократ взял ее и спросил: «А как насчет того, чтобы сделать возлияние из этой чаши какому- нибудь божеству? Могу я это сделать или нет?»
Мужчина ответил: «Мы готовим ровно столько яда, сколько требуется».
«Понимаю,— сказал Сократ,— но я могу и должен просить богов о том, чтобы они облегчили мой путь из этого мира в мир иной — и да будет так, согласно моей молитве».
Затем, поднеся чашу к губам, он легко и непринужденно выпил весь яд. Если до этого момента большинству из нас еще как-то удавалось сдерживать слезы, то теперь, увидев, как он осушил чашу до дна, мы уже не могли удержаться, и у меня из глаз брызнули слезы. Мне пришлось закрыть лицо руками и зарыдать, но не потому, что он умирает, а при мысли о своем собственном горе, ибо я вынужден был терять такого друга. И я не был первым: Крит, видя, что ему уже не удастся сдержать слезы, поднялся и вслед за ним встал и я. В этот момент Аполлодор, плакавший все это время, разразился громким и отчаянным криком, который напугал нас всех.
Один только Сократ сохранял спокойствие. «Что это за странный крик? — спросил он,— Я отослал женщин главным образом из-за подобного их поведения, так как мне сказали, что мужчина должен умирать в мире. Поэтому успокойтесь и будьте терпеливы».
Услышав его слова, мы устыдились и прекратили плакать. Еще какое-то время Сократ ходил, а потом ноги отказали ему и он, последовав совету, лег на спину. Человек, который дал ему яд, то и дело посматривал на ноги Сократа. Через некоторое время он надавил на одну из них и спросил Сократа, чувствует ли тот что-нибудь. «Нет»,— последовал ответ. Тогда он стал надавливать на другие места на ногах, показывая нам, что ноги стали холодными и негнущимися. И Сократ, ощущавший это, сказал нам: «Когда яд дойдет до сердца, наступит конец».
Его живот начал холодеть, когда он открыл свое лицо (ибо до этого он закрыл его рутами) и произнес — и это были его последние слова: — «Крит, я должен одного петуха Асклепию, не мог бы ты вернуть этот долг?»
«Долг будет возвращен,— ответил Крит.— Что-нибудь еще?» На этот вопрос ответа не последовало. Через минуту-другую
послышались звуки шагов, и пришедшие слуги открыли ему лицо. Глаза и рот его были открыты, и Крит закрыл их.
Филипп Капло - Дзен жизни и смерти для живых и мертвых: Практическое и духовное руководство.