Бинарность.
Представление о двойственной природе всех природных процессов включают в себя два противоположных аспекта. Когда они интегрируются с высшим смыслом, то эта двойственность порождает двойную систему, основанную на равновесии двух противодействующих сил.
Две стадии или аспекта могут быть или симметричными (другими словами тождественными в определенном смысле) или ассиметричными, последовательными или одновременными.
Приведем некоторые примеры бинарных оппозиций: день и ночь, зима и лето, жизнь и смерть, систола и диастола, вдох и выдох, юность и старость. Примеры оппозиций можно найти и на языковом уровне: последующий или одновременный: мокрый-сухой, холодный-горячий, мужской-женский, положительный-отрицательный, солнце-луна, золото-серебро, круглый-квадратный, огонь-вода, непостоянный-устойчивый, духовный-телесный, брат-сестра и т.п.
В соответствии с двумя основными принципами Яхин и Боаз в иудейской традиции, небесное и дьявольское начала, которые в римской мифологии связывались с образом двуликого Януса, правая и левая рука могут быть приняты как символы бинарной системы. Подобным же образом в алхимии рассматривался случай с королем и королевой. Еще одним символом бинарности являются Близнецы, обозначающие и одновременное развитие.
В манихейском и гностическом учениях она принимает форму моральной двойственности, где зло равнозначно добру. В соответствии с неопифагорейской доктриной, зло и добро являются выражением одной и той же сущности, которая воплощена в женском начале, а Иустин считает ее воплощением чудовище с женским торсом и хвостом змеи.
Диль указывает, что этот dyas (диас, первичная система), по своей сущности, женского рода, страстно стремящийся отомстить, вовлекаясь в битву с Пневмой, является архетипом таких мифологических персонажей как Медея, Ариадна или Исиль. Тайная сущность двойственности, которая лежит в основе всех действий, проявляется в любом подавлении силы, пространственной, физической или духовной.
Нерасторжимое единство небес и земли появляется в большинстве традиций как образ первичной оппозиции, бинарной сущности природной жизни.
Как заметил М.Шнейдер, вечная двойственность Природы означает, что ни один феномен может когда-либо представлять совершенную реальность, но только ее половину. Каждая форма имеет своего двойника: мужчина - женщину, движение - отдых, эволюция - регрессию, правое - левое и сама реальность двойственна.
Синтез является результатом тезиса и антитезиса. Подлинная реальность существует только в синтезе. Вот почему многие личности ощущают физическую потребность в амбивалентности, к разрешению унитарной сущности вещей, даже если это может оказаться источником самых жестоких страданий.
До Фрейда Элифас Леви уже предложил, что "человеческое равновесие основывается на двух тенденциях, в движении к смерти и движении к жизни". Следовательно, желание умереть считается таким же естественным как жизнь или эротический импульс.
Объединение этих символов внутри сложных образцов "соответствий" достигает своей высшей степени совершенствования на Востоке, где космические аллегории (такие как колесо превращений, двойной диск, символизирующий янь и инь, диск Шивы и т.п.) являются графическим выражением этих представлений.
Базовыми элементам подобных противоположностей являются позитивные принципы (мужское, прозрачное, активное) и противоположные им негативные принципы (женское, туманное, пассивное). С точки зрения психологии, они соответствуют сознательному и подсознательному компонентам личности, а с точки зрения человеческой судьбы, регрессивному и эволюционному.
Следовательно, данные символические фигуры не являются доподлинно выражением двойственности обозначенных сил, но скорее выражают дополнительное значение внутри бинарной системы. Индуисты считают, что Брахма является одновременно сущим и вне-сущим, тем, что есть и тем, чего нет sat и non-sat, что есть и чего нет (реальностью и антиреальностью).
В Упанишадах этот синтез определен в динамических терминах как "тот, который находится в движении, однако, никогда не останавливается". М.Шнейдер объясняет данный парадокс с помощью предположения, что в мистических системах антитезис является дополнением, но не отрицанием тезиса.
Именно в данном смысле следует интерпретировать изречение Лао-Цзы, что "тот, кто знает свою мужественность и сохраняет свою женственность, является создателем первичного хаоса мира". Однако тенденция объединения противоположностей всегда характеризуется стрессом и страданиям, пока и, наконец, не завершится с помощью сверхъестественных средств. Таким образом переход от тезиса к амбивалентности болезненный, и следующий шаг от амбивалентности к экстазу трудноосуществим.
Символы центра, голубая роза, золотой цветок, выход из лабиринта, все это может указывать на встречу и пересечение сознательного и бессознательного, как и единение любящего и возлюбленного. Такие метафоры как "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их" (Исайя, 11, 6) содержат отсылки к последнему приходу божественного Иерусалима. Здесь бинарный синтез не является больше дуалистическим разделением или равновесием противоположных сил, но символизирует поглощение низшего высшим, темноты светом.
Символизм вознесения или восхождения указывает не только на возможность высшей жизни для избранных, посвященного или святого, героя или мыслителя, но также на первичную и фундаментальную тенденцию космоса бороться ради очищения, изменения от грязи к слезам, от свинца к золоту.
Меняться могут рифмы, но движение всегда происходит в одном и том же направлении. Буддийское учение построено не только на надежде обретения нирваны, но также и на стремление к самопознанию. В мире иллюзий противоположности уравновешивают друг друга, через беспрерывное взаимодействие и превращение, чередование созидания и разрушения.
Фигура богини Кали, например, обряды поклонения которой требовали человеческих жертв, является образом символического равновесия двойственности противоположных сил. Достигаемый в любой религии моральный уровень может быть на самом деле измерен его способностью к проявлению, с помощью средств догмы и воображения, точно так же, как двойственность переступает границы. В одном из самых поэтичных мифов говорится о том, что живые существа появились в результате соединения солнца и луны.
Словарь символов.
Представление о двойственной природе всех природных процессов включают в себя два противоположных аспекта. Когда они интегрируются с высшим смыслом, то эта двойственность порождает двойную систему, основанную на равновесии двух противодействующих сил.
Две стадии или аспекта могут быть или симметричными (другими словами тождественными в определенном смысле) или ассиметричными, последовательными или одновременными.
Приведем некоторые примеры бинарных оппозиций: день и ночь, зима и лето, жизнь и смерть, систола и диастола, вдох и выдох, юность и старость. Примеры оппозиций можно найти и на языковом уровне: последующий или одновременный: мокрый-сухой, холодный-горячий, мужской-женский, положительный-отрицательный, солнце-луна, золото-серебро, круглый-квадратный, огонь-вода, непостоянный-устойчивый, духовный-телесный, брат-сестра и т.п.
В соответствии с двумя основными принципами Яхин и Боаз в иудейской традиции, небесное и дьявольское начала, которые в римской мифологии связывались с образом двуликого Януса, правая и левая рука могут быть приняты как символы бинарной системы. Подобным же образом в алхимии рассматривался случай с королем и королевой. Еще одним символом бинарности являются Близнецы, обозначающие и одновременное развитие.
В манихейском и гностическом учениях она принимает форму моральной двойственности, где зло равнозначно добру. В соответствии с неопифагорейской доктриной, зло и добро являются выражением одной и той же сущности, которая воплощена в женском начале, а Иустин считает ее воплощением чудовище с женским торсом и хвостом змеи.
Диль указывает, что этот dyas (диас, первичная система), по своей сущности, женского рода, страстно стремящийся отомстить, вовлекаясь в битву с Пневмой, является архетипом таких мифологических персонажей как Медея, Ариадна или Исиль. Тайная сущность двойственности, которая лежит в основе всех действий, проявляется в любом подавлении силы, пространственной, физической или духовной.
Нерасторжимое единство небес и земли появляется в большинстве традиций как образ первичной оппозиции, бинарной сущности природной жизни.
Как заметил М.Шнейдер, вечная двойственность Природы означает, что ни один феномен может когда-либо представлять совершенную реальность, но только ее половину. Каждая форма имеет своего двойника: мужчина - женщину, движение - отдых, эволюция - регрессию, правое - левое и сама реальность двойственна.
Синтез является результатом тезиса и антитезиса. Подлинная реальность существует только в синтезе. Вот почему многие личности ощущают физическую потребность в амбивалентности, к разрешению унитарной сущности вещей, даже если это может оказаться источником самых жестоких страданий.
До Фрейда Элифас Леви уже предложил, что "человеческое равновесие основывается на двух тенденциях, в движении к смерти и движении к жизни". Следовательно, желание умереть считается таким же естественным как жизнь или эротический импульс.
Объединение этих символов внутри сложных образцов "соответствий" достигает своей высшей степени совершенствования на Востоке, где космические аллегории (такие как колесо превращений, двойной диск, символизирующий янь и инь, диск Шивы и т.п.) являются графическим выражением этих представлений.
Базовыми элементам подобных противоположностей являются позитивные принципы (мужское, прозрачное, активное) и противоположные им негативные принципы (женское, туманное, пассивное). С точки зрения психологии, они соответствуют сознательному и подсознательному компонентам личности, а с точки зрения человеческой судьбы, регрессивному и эволюционному.
Следовательно, данные символические фигуры не являются доподлинно выражением двойственности обозначенных сил, но скорее выражают дополнительное значение внутри бинарной системы. Индуисты считают, что Брахма является одновременно сущим и вне-сущим, тем, что есть и тем, чего нет sat и non-sat, что есть и чего нет (реальностью и антиреальностью).
В Упанишадах этот синтез определен в динамических терминах как "тот, который находится в движении, однако, никогда не останавливается". М.Шнейдер объясняет данный парадокс с помощью предположения, что в мистических системах антитезис является дополнением, но не отрицанием тезиса.
Именно в данном смысле следует интерпретировать изречение Лао-Цзы, что "тот, кто знает свою мужественность и сохраняет свою женственность, является создателем первичного хаоса мира". Однако тенденция объединения противоположностей всегда характеризуется стрессом и страданиям, пока и, наконец, не завершится с помощью сверхъестественных средств. Таким образом переход от тезиса к амбивалентности болезненный, и следующий шаг от амбивалентности к экстазу трудноосуществим.
Символы центра, голубая роза, золотой цветок, выход из лабиринта, все это может указывать на встречу и пересечение сознательного и бессознательного, как и единение любящего и возлюбленного. Такие метафоры как "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их" (Исайя, 11, 6) содержат отсылки к последнему приходу божественного Иерусалима. Здесь бинарный синтез не является больше дуалистическим разделением или равновесием противоположных сил, но символизирует поглощение низшего высшим, темноты светом.
Символизм вознесения или восхождения указывает не только на возможность высшей жизни для избранных, посвященного или святого, героя или мыслителя, но также на первичную и фундаментальную тенденцию космоса бороться ради очищения, изменения от грязи к слезам, от свинца к золоту.
Меняться могут рифмы, но движение всегда происходит в одном и том же направлении. Буддийское учение построено не только на надежде обретения нирваны, но также и на стремление к самопознанию. В мире иллюзий противоположности уравновешивают друг друга, через беспрерывное взаимодействие и превращение, чередование созидания и разрушения.
Фигура богини Кали, например, обряды поклонения которой требовали человеческих жертв, является образом символического равновесия двойственности противоположных сил. Достигаемый в любой религии моральный уровень может быть на самом деле измерен его способностью к проявлению, с помощью средств догмы и воображения, точно так же, как двойственность переступает границы. В одном из самых поэтичных мифов говорится о том, что живые существа появились в результате соединения солнца и луны.
Словарь символов.