Вода ("Словарь символов").
В египетских иероглифах символом воды (ну) является волнистая линия с небольшими заостренными гребешками, олицетворяющими поверхность воды. Когда этот знак утраивается, он символизирует объем воды, то есть первобытный океан и первичную материю. В соответствии с герменевтической традицией бог Ну был тем веществом, из которой произошли боги первой ступени.
Полагая, что вся жизнь произошла из воды, китайцы воспринимали воду как место пребывания Дракона, считавшегося повелителем стихий. В Ведах вода рассматривается как matritamah (самое материальное), потому что в начале все было подобно морю и незрячим. В Индии вода обычно рассматривается как эликсир жизни, проявляющийся в природе в виде дождя, сока, молока и крови.
С безграничных и бессмертных первозданных вод начинается и заканчивается все живое на земле. Хотя вода не имеет определенной формы, в древних культурах встречается различие между "верхними водами" и "нижними водами". Первые соответствуют потенциальному или тому что еще возможно, последние - актуальному или уже созданному.
В широком смысле концепция "воды", конечно, обозначает все, что связано с жидкостью. Более того, первичные воды, образ первичной материи также содержат все твердые тела, прежде чем они приобретают форму и становятся твердыми. Поэтому алхимики дают имя "вода" ртути и по аналогии также определяют как "жидкое тело" Человека.
Данное "жидкое или текучее тело" интерпретируется в современной психологии как символ бессознательного, то есть неформальную, динамическую, стимулирующую женскую сторону личности. Проекция материнского имаго наделяет воду многочисленными различными собственными характеристиками матери.
Второе значение этого символа находим в определении воды как олицетворения премудрости. В космогонии народа Месопотамии водяная пропасть рассматривается как символ непостижимой, объективной Мудрости.
Древнего ирландского бога звала Домну, что означало "морская глубина". Скорее всего, в доисторические времена слово "бездна" использовалось для обозначения того, что было несметным и мистическим. Короче говоря, воды символизируют универсальное взаимодействие возможностей, font et origo, который предшествует всем формам и всему живому.
Погружение в воду означает возвращение к доисторическому состоянию, то есть символизирует смерть и физическое уничтожение или возрождение и обновление (отсюда происходит христианская символика Крещения). Следовательно, погружение усиливает жизненную силу. Впервые символику этого обряда и его связь с водой, попытался объяснить святой Иоанн Златоуст (Беседы Св.Иоанна, 25,2) : "Она (вода) символизирует смерть и уничтожение, а также перерождение и возвращение к жизни. Погружаясь с головой в воду можно умереть, но в тоже время почувствовать себя молодым. Когда же мы поднимаемся из воды, то чувствуем перерождение и тягу к новой жизни".
Двусмысленность приведенного отрывка связана с общей символикой воды: смерть поражает только конкретного человека, в то время как возрождение предполагает духовное возрождение личности.
На космическом уровне эквивалентом погружения является наводнение, при котором вода поглощает все, что способно раствориться и вернуться к жидкому состоянию, таким образом освобождая элементы, которые могут составить новое строение. Присущие воде прозрачность и глубина во многих культурах трактуются как ее принадлежность к женскому началу. Вавилоняне называли ее "вместилищем мудрости".
Мифологическое существо Оанн изображалось как получеловек и полурыба. Более того, во снах рождение обычно обозначается через образ воды (З.Фрейд "Введение в психоанализ). Выражение "поднимающийся из воды" или "спасшийся из воды" символизирует плодородие и метафорические образы деторождения.
С другой стороны, вода является, самым четко промежуточным элементом, между огнем и воздухом (неземными элементами) и землей (твердым элементом). По аналогии вода выступает как посредник между жизнью и смертью, двусторонним позитивным и негативным течением создания и разрушения. Примером может служить греческий миф о Хароне - перевозчике умерших.
Первым моряком была смерть. "Призрачная смерть", прежде всего, обозначает соединительную связь между поверхностью и пропастью. Следовательно, можно сказать, что вода соединяет два этих образа. Гастон Башляр указывает на многие различные характеристики воды и образует от них множественные второстепенные значения, усиливающие общее значение, которое мы описали.
Вторичная символика воды разработана не так тщательно. Среди них Башляр перечисляет чистую воду, весеннюю воду, отражающуюся воду, текущую воду, стоячую воду, мертвую воду, пресную и соленую воду, отражающую воду; очищающую воду, глубокие воды, неспокойные воды.
Если мы принимаем воду как символ коллективного или личного бессознательного или как элемент медитации и разложения, становится очевидным, что данный символизм становится выражением жизненного потенциала цикла, борьбы физических глубин, необходимых для того, чтобы найти выход и сформулировать четкое послание, понятное бессознательному.
С другой стороны, вторичный символизм образовался от связанных предметов, таких как содержащие воду контейнеры, и также от способа использования воды: омовения, священной воды и тому подобных способов. Еще один, причем весьма значимый символ, связан с "уровнем" вод. Он виден в Ассапурамской проповеди Будды, который рассматривал горное озеро, чьи прозрачные воды обнаруживают на дне песок, раковины, улитки и рыбы как дорогу искупления. Озеро, очевидно, соотносится с основным выражением "Верхних вод".
Другой ипостасью воды считаются облака. В "Превращении" Людовико Дольче показана мистическая фигура, смотрящая на незамутненную фигуру пруда. Она противопоставляется охотнику, неустанно преследующего свою добычу, и воплощает символический контраст между созерцательной активностью, состоянием сатва в Йоге и слепой внешней активностью, состоянием раджа.
Наконец, верхние и нижние воды обоюдно взаимодействуют через процесс дождя (оплодотворения) и испарения (умирания). В данном случае огонь утихомиривает воду в форме дающего жизнь дождя, который облекается двойными качествами: это вода, пришедшая с неба.
Лао Цзы уделял особое значение этому циклическому процессу, считая, что в нем соединена физическая природа и ее духовная сущность, замечая следующее: "Вода никогда не отдыхает, ни днем, ни ночью. Когда она течет сверху, то вызывает дождь и росу. Когда течет внизу, то образует ручьи и реки. Вода предназначена делать добро. Если на ее пути встречается преграда, она останавливается. Если для нее прокладывают путь, она течет вдоль него. Следовательно, говорят, что вода не сопротивляется. И в то же время разрушительной силе воды нет равных".
Когда во время бури или наводнения вода обнаруживает свои разрушительные свойства, ее значение не меняется, но просто подчиняется доминирующему символизму бури. Данное качество отразилось в знаменитом изречении Гераклита: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, поскольку тебя всегда обтекают новые воды". Здесь мы встречаемся не только с водным символизмом как таковым, но с идеей неизменяемого течения по заданному направлению.
Аналогичная мысль звучит в "Герметической традиции" Эболы: "Как замечает Зосима, без божественной воды ничто не существует. С другой стороны, много символов женского начала связано с водой: Мать земля, Мать Вод, Камень, Пещера, Дом Матери, Ночь, Дом Глубины, Дом силы, Дом мудрости, Лес. Следует также учитывать слово "божественный". Вода символизирует земную и природную, но никогда не метафизическую жизнь".
В египетских иероглифах символом воды (ну) является волнистая линия с небольшими заостренными гребешками, олицетворяющими поверхность воды. Когда этот знак утраивается, он символизирует объем воды, то есть первобытный океан и первичную материю. В соответствии с герменевтической традицией бог Ну был тем веществом, из которой произошли боги первой ступени.
Полагая, что вся жизнь произошла из воды, китайцы воспринимали воду как место пребывания Дракона, считавшегося повелителем стихий. В Ведах вода рассматривается как matritamah (самое материальное), потому что в начале все было подобно морю и незрячим. В Индии вода обычно рассматривается как эликсир жизни, проявляющийся в природе в виде дождя, сока, молока и крови.
С безграничных и бессмертных первозданных вод начинается и заканчивается все живое на земле. Хотя вода не имеет определенной формы, в древних культурах встречается различие между "верхними водами" и "нижними водами". Первые соответствуют потенциальному или тому что еще возможно, последние - актуальному или уже созданному.
В широком смысле концепция "воды", конечно, обозначает все, что связано с жидкостью. Более того, первичные воды, образ первичной материи также содержат все твердые тела, прежде чем они приобретают форму и становятся твердыми. Поэтому алхимики дают имя "вода" ртути и по аналогии также определяют как "жидкое тело" Человека.
Данное "жидкое или текучее тело" интерпретируется в современной психологии как символ бессознательного, то есть неформальную, динамическую, стимулирующую женскую сторону личности. Проекция материнского имаго наделяет воду многочисленными различными собственными характеристиками матери.
Второе значение этого символа находим в определении воды как олицетворения премудрости. В космогонии народа Месопотамии водяная пропасть рассматривается как символ непостижимой, объективной Мудрости.
Древнего ирландского бога звала Домну, что означало "морская глубина". Скорее всего, в доисторические времена слово "бездна" использовалось для обозначения того, что было несметным и мистическим. Короче говоря, воды символизируют универсальное взаимодействие возможностей, font et origo, который предшествует всем формам и всему живому.
Погружение в воду означает возвращение к доисторическому состоянию, то есть символизирует смерть и физическое уничтожение или возрождение и обновление (отсюда происходит христианская символика Крещения). Следовательно, погружение усиливает жизненную силу. Впервые символику этого обряда и его связь с водой, попытался объяснить святой Иоанн Златоуст (Беседы Св.Иоанна, 25,2) : "Она (вода) символизирует смерть и уничтожение, а также перерождение и возвращение к жизни. Погружаясь с головой в воду можно умереть, но в тоже время почувствовать себя молодым. Когда же мы поднимаемся из воды, то чувствуем перерождение и тягу к новой жизни".
Двусмысленность приведенного отрывка связана с общей символикой воды: смерть поражает только конкретного человека, в то время как возрождение предполагает духовное возрождение личности.
На космическом уровне эквивалентом погружения является наводнение, при котором вода поглощает все, что способно раствориться и вернуться к жидкому состоянию, таким образом освобождая элементы, которые могут составить новое строение. Присущие воде прозрачность и глубина во многих культурах трактуются как ее принадлежность к женскому началу. Вавилоняне называли ее "вместилищем мудрости".
Мифологическое существо Оанн изображалось как получеловек и полурыба. Более того, во снах рождение обычно обозначается через образ воды (З.Фрейд "Введение в психоанализ). Выражение "поднимающийся из воды" или "спасшийся из воды" символизирует плодородие и метафорические образы деторождения.
С другой стороны, вода является, самым четко промежуточным элементом, между огнем и воздухом (неземными элементами) и землей (твердым элементом). По аналогии вода выступает как посредник между жизнью и смертью, двусторонним позитивным и негативным течением создания и разрушения. Примером может служить греческий миф о Хароне - перевозчике умерших.
Первым моряком была смерть. "Призрачная смерть", прежде всего, обозначает соединительную связь между поверхностью и пропастью. Следовательно, можно сказать, что вода соединяет два этих образа. Гастон Башляр указывает на многие различные характеристики воды и образует от них множественные второстепенные значения, усиливающие общее значение, которое мы описали.
Вторичная символика воды разработана не так тщательно. Среди них Башляр перечисляет чистую воду, весеннюю воду, отражающуюся воду, текущую воду, стоячую воду, мертвую воду, пресную и соленую воду, отражающую воду; очищающую воду, глубокие воды, неспокойные воды.
Если мы принимаем воду как символ коллективного или личного бессознательного или как элемент медитации и разложения, становится очевидным, что данный символизм становится выражением жизненного потенциала цикла, борьбы физических глубин, необходимых для того, чтобы найти выход и сформулировать четкое послание, понятное бессознательному.
С другой стороны, вторичный символизм образовался от связанных предметов, таких как содержащие воду контейнеры, и также от способа использования воды: омовения, священной воды и тому подобных способов. Еще один, причем весьма значимый символ, связан с "уровнем" вод. Он виден в Ассапурамской проповеди Будды, который рассматривал горное озеро, чьи прозрачные воды обнаруживают на дне песок, раковины, улитки и рыбы как дорогу искупления. Озеро, очевидно, соотносится с основным выражением "Верхних вод".
Другой ипостасью воды считаются облака. В "Превращении" Людовико Дольче показана мистическая фигура, смотрящая на незамутненную фигуру пруда. Она противопоставляется охотнику, неустанно преследующего свою добычу, и воплощает символический контраст между созерцательной активностью, состоянием сатва в Йоге и слепой внешней активностью, состоянием раджа.
Наконец, верхние и нижние воды обоюдно взаимодействуют через процесс дождя (оплодотворения) и испарения (умирания). В данном случае огонь утихомиривает воду в форме дающего жизнь дождя, который облекается двойными качествами: это вода, пришедшая с неба.
Лао Цзы уделял особое значение этому циклическому процессу, считая, что в нем соединена физическая природа и ее духовная сущность, замечая следующее: "Вода никогда не отдыхает, ни днем, ни ночью. Когда она течет сверху, то вызывает дождь и росу. Когда течет внизу, то образует ручьи и реки. Вода предназначена делать добро. Если на ее пути встречается преграда, она останавливается. Если для нее прокладывают путь, она течет вдоль него. Следовательно, говорят, что вода не сопротивляется. И в то же время разрушительной силе воды нет равных".
Когда во время бури или наводнения вода обнаруживает свои разрушительные свойства, ее значение не меняется, но просто подчиняется доминирующему символизму бури. Данное качество отразилось в знаменитом изречении Гераклита: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, поскольку тебя всегда обтекают новые воды". Здесь мы встречаемся не только с водным символизмом как таковым, но с идеей неизменяемого течения по заданному направлению.
Аналогичная мысль звучит в "Герметической традиции" Эболы: "Как замечает Зосима, без божественной воды ничто не существует. С другой стороны, много символов женского начала связано с водой: Мать земля, Мать Вод, Камень, Пещера, Дом Матери, Ночь, Дом Глубины, Дом силы, Дом мудрости, Лес. Следует также учитывать слово "божественный". Вода символизирует земную и природную, но никогда не метафизическую жизнь".