Дракон ("Словарь символов").
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фантастическое животное и мифологический персонаж представленный в большинстве культур мира, как первобытных и восточных, так и классических. Слово "дракон" происходит от греческого слова derkein ("всевидящий"). В названии отражена его функция, она непосредственно соотносится с его ужасным предназначением, он должен охранять храмы и сокровища (как и грифон). Иногда "дракона" рассматривают в виде аллегории пророчества и мудрости.
Морфологическое изучение легендарного дракона может привести к заключению, что в этом образе соединились черты различных животных, отличающихся агрессивностью и раздражительностью. Среди них - змеи, крокодилы, львы, а также доисторические животные.
Дракон (по-греч. ??????) - обычный перевод Септуагинтой еврейского слова ????, которое, согласно своей этимологии, обозначает в Библии всякое животное с удлиненным, вытянутым телом. Этим именем названы змеи, в которых чудесным образом превратились жезл Аарона и посохи египетских магов (Исх., 7, 9-12; ср. ibid., 4, 3, где в аналогичном чуде у Моисея вместо Tanin стоит слово Nachasch - змея). И когда в предсмертной песне Моисея сказано о нечестивых "Вино их - яд драконов (Taninim) и жестокая отрава аспидов" (Второз., 32, 33)
В Библии находим следующие упоминания о драконе: Дан. XIV, 22,27; I,8; Мих.,XIV, 6; Иер., XII, 3, 7; Апок., XXXIV, 13 и Ис., XLIIII, 20. В Библии отмечается и особо подчеркивается негативная сторона символа, интересно заметить, что анаграмма имени Ирод по сирийски - ierud , что означает "огнедышащий дракон".
Другие упоминания встречаем у схоластика Р.Мавра(776-856) ("Труды, III), Плиния (VIII, 12), Галена, Паскаля (IX). Среди прочих качеств, приписываемых авторами дракону, выделяют исполинскую силу, способность бодрствовать в течение длительно времени, необычайно острое зрение.
На основании находок останков ископаемых чудовищ Крапп сделал вывод, что, увидев их, люди начали создавать мифы о драконах. Исполинский дракон является не только антагонистом человека, но и воплощением высших сил природы. Именно в данной функции дракон представлен в различных древних мифологических системах, например, в китайской (владыка подводного мира и мифический предок императора), в финикийской, кельтской и древнегерманской (змея Митгард).
Во множество легенд, где раскрывается этот глубочайших символический смысл, дракон появляется как первичный враг. Сражение с ним входит в разряд великих битв. Все известные герои - Аполлон, Кадмс, Персей и Зигфрид побеждают дракона. Мотив драконоборчества представлен и в христианской традиции рассказы о святом Георгии и Михаиле Архангеле, св. Вацлаве или Феодоре Тироне, которых принято изображать поражающими чудовище. Нет необходимости перечислять других, они легко возникают в памяти, вспомним, например, картины Карпаччо или Рафаэля или святого Михаила Тусского с картины Бермехо.
Согласно точке зрения Донтенвиля, использующего исторический и социологический подходы, при расшифровке символизма легенд, дракон означает чуму, которая поражает страну (или он же символизирует одержимого). По-разному соотносятся с концепцией дракона червяк, змея и крокодил. Во Франции дракон также корреспондирует с великаном-людоедом и Гаргантюа. С точки зрения М.Шнейдера дракон символизирует болезнь.
Но, прежде чем расширять значение, приведем несколько примеров, показывающих, как действительно часто обращаются к описаниям дракона. В классической литературе и Библии содержатся многочисленные отсылки, обеспечивающие нас подробной информацией, связанной с его происхождением, свойствами и привычками.
Но их описания указываются не только на существование нескольких типов дракона. Как замечает Пинедо: "Некоторые придают дракону форму крылатой змеи, живущей в воздухе и в воде, ее пасть огромна, она убивает людей и животных своим огромным хвостом, а затем проглатывает их.
Согласно другой точке зрения, дракон является наземным животным с небольшими лапами, мощным и сильным хвостом, которым он разрушает все вокруг, он также питается кровью пойманных животных. Некоторые авторы считают его земноводным, способным превращаться и в прекрасную женщину с развивающимися волосами, и даже более ужасным, чем в другим версиях чудовище".
Иногда дракон изображается с рядом голов, тогда их символическое значение становится не совсем утешительным, дается регрессивное и инволюционное значение множественных увеличений. В "Откровении Иоанна Богослова" говорится (XII, 3): "И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и девятью рогами, и на головах его семь диадем". И далее: "Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю".
В других случаях дракон используется в эмблемах, тогда речь идет о символизме формы или размера, который предшествует самому животному, отметим тот, когда дракон кусает свой хвост. Уроборос (у гностиков) обозначает все циклические процессы и, прежде всего движение времени.
Часто дракон встречается в алхимии, для алхимиков сражающиеся друг с другом драконы отражают состояние putrefactio (разделение Элементов или психический распад). Тогда крылатый дракон представляет летящий элемент, в то время как бескрылое существо обозначает стоячий элемент (в соответствии с А.Пуассоном).
Возможно, именно в Китае это чудовище предстает в наибольшем разнообразии образов. Оно и стало эмблемой императорской власти. Среди своих знаков отличия император обладал драконом с пятью когтями, а чиновники его двора могли изображать только дракона с четырьмя когтями.
Согласно Дилю, китайский родовой дракон являлся олицетворением силы, откуда происходит осмысление победы над ним как героического подвига, представленное и в христианской традиции.
Дж.Фрезер рассказывает, что китайцы, когда хотят, чтобы пошел дождь, изготавливают огромного дракона из дерева и бумаги и носят его. Если таким образом не удается вызвать дождь, они уничтожают дракона. Чжуан-цзы установил, что подобное верование связано с тем, что и дракон, и змея воплощают самый глубокий и всеобъемлющий космический смысл и обозначают символы "ритмической жизни".
В древних китайских текстах часто встречается следующая ассоциация: дракон-молния-дождь-плодородие. Сказочное животное также становится связующей нитью между Верхними водами и землей. Необходимо обозначить и общую классификацию дракона: в китайской мифологии, существуют подземные, воздушные и водные драконы. Если говорят, что "земля соединилась с драконом", то это означает, что идет дождь.
Дракон играет особую роль как посредник, тогда, когда два элемента космических сил ассоциируются с важнейшими характеристиками трехуровневого символизма. Среди них: высочайший уровень духовности, промежуточная уровень (жизнь смертных) и низший уровень, связанный с силами нижнего мира. Соответственно дракон наделяется такими качествами как огромная сила и скорость.
Самые древние образы дракона сходны с изображениями лошади. Как считали китайцы, в эзотерике встречаются драконы, связанные с цветным символизмом: красный является покровителем высокой науки, белый дракон - лунарный символ. Эти цвета образовались от планет и знаков Зодиака.
В Средние века в восточном мире появились драконы с горлом и лапами орла, телом змеи, крыльями мыши и с хвостом, заканчивавшимся стрелой, обернутым вокруг туловища. Пиобб считает, что данный образ обозначает слияние и разделение составляющих частей: орел обозначает небесный потенциал, змея символизирует тайные и скрытые характеристики, крылья - духовный подъем. Хвост - склонность к принятию разумных решений (благодаря сходству с зодиакальным знаком Льва).
В широком смысле в современной психологии отрицается символ дракона как "чего-то ужасного, что нужно обязательно преодолеть". Поскольку героем может стать только тот, кто покорит дракона. Юнг даже договаривается до того, что начинает считать дракона материнским образом (скажем, отражением материнского принципа или принципа бессознательного). Он также говорит, что дракон выражает индивидуальное отвращение к инсесту и страх совершить его, хотя Юнг и предположил, что совершенно естественно закономерно, что дракон является и олицетворением зла.
В эзотерической еврейской традиции Каббалы настаивают, что глубинный смысл тайны дракона должен оставаться нетронутым (так считает автор книги "Зогар" рабби Симон бен Йохай (?-170), которого цитирует Е.Блаватская).
Вселенский дракон (Katholikos ophis) гностиков означает "постижение всех вещей"). Он соотносится с концепцией хаоса ("Хаос или Дух это огненный дракон, который поглощает все" - Филалетта, "Вступление") и разложение ("Дракон обозначает разложение"). Цитаты взяты из Псевдодемокрита.
В герметическом учении использованы следующие термины: яд, змея, универсальный растворитель, философский уксус, отмечает Эвола. Он добавляет, что драконы и быки относятся к тем животным, с которыми сражаются герои божественного происхождения (такие как Митра, Зигфрид, Геракл, Ясон, Гор или Аполлон). Он имеет в виду соответствие женщина - дракон, ртуть и вода и зеленый цвет, как символ "хаотичного первозданного беспорядочного").
Дракона, который снова "появляется в "Цитадели философов" в Кхунрате, следует завоевать и пленить: это то, что постоянно глотает самого себя, это Меркурий в образе сжигаемого жаждой или голодом или слепой в порыве к наслаждению". Или, другими словами, Природа покоряется и завоевывается самой Природой или таинственным лунарным миром перемен и становится в оппозицию к миру неисчисляемых существ, управляемых Ураном. Немецкий мистик И.Бёме (1575-1624) определяет это состояние как "потребность, которая не может быть удовлетворена иначе, как с помощью самой себя же", то есть "пожиранием самого себя" (вкладка VI).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фантастическое животное и мифологический персонаж представленный в большинстве культур мира, как первобытных и восточных, так и классических. Слово "дракон" происходит от греческого слова derkein ("всевидящий"). В названии отражена его функция, она непосредственно соотносится с его ужасным предназначением, он должен охранять храмы и сокровища (как и грифон). Иногда "дракона" рассматривают в виде аллегории пророчества и мудрости.
Морфологическое изучение легендарного дракона может привести к заключению, что в этом образе соединились черты различных животных, отличающихся агрессивностью и раздражительностью. Среди них - змеи, крокодилы, львы, а также доисторические животные.
Дракон (по-греч. ??????) - обычный перевод Септуагинтой еврейского слова ????, которое, согласно своей этимологии, обозначает в Библии всякое животное с удлиненным, вытянутым телом. Этим именем названы змеи, в которых чудесным образом превратились жезл Аарона и посохи египетских магов (Исх., 7, 9-12; ср. ibid., 4, 3, где в аналогичном чуде у Моисея вместо Tanin стоит слово Nachasch - змея). И когда в предсмертной песне Моисея сказано о нечестивых "Вино их - яд драконов (Taninim) и жестокая отрава аспидов" (Второз., 32, 33)
В Библии находим следующие упоминания о драконе: Дан. XIV, 22,27; I,8; Мих.,XIV, 6; Иер., XII, 3, 7; Апок., XXXIV, 13 и Ис., XLIIII, 20. В Библии отмечается и особо подчеркивается негативная сторона символа, интересно заметить, что анаграмма имени Ирод по сирийски - ierud , что означает "огнедышащий дракон".
Другие упоминания встречаем у схоластика Р.Мавра(776-856) ("Труды, III), Плиния (VIII, 12), Галена, Паскаля (IX). Среди прочих качеств, приписываемых авторами дракону, выделяют исполинскую силу, способность бодрствовать в течение длительно времени, необычайно острое зрение.
На основании находок останков ископаемых чудовищ Крапп сделал вывод, что, увидев их, люди начали создавать мифы о драконах. Исполинский дракон является не только антагонистом человека, но и воплощением высших сил природы. Именно в данной функции дракон представлен в различных древних мифологических системах, например, в китайской (владыка подводного мира и мифический предок императора), в финикийской, кельтской и древнегерманской (змея Митгард).
Во множество легенд, где раскрывается этот глубочайших символический смысл, дракон появляется как первичный враг. Сражение с ним входит в разряд великих битв. Все известные герои - Аполлон, Кадмс, Персей и Зигфрид побеждают дракона. Мотив драконоборчества представлен и в христианской традиции рассказы о святом Георгии и Михаиле Архангеле, св. Вацлаве или Феодоре Тироне, которых принято изображать поражающими чудовище. Нет необходимости перечислять других, они легко возникают в памяти, вспомним, например, картины Карпаччо или Рафаэля или святого Михаила Тусского с картины Бермехо.
Согласно точке зрения Донтенвиля, использующего исторический и социологический подходы, при расшифровке символизма легенд, дракон означает чуму, которая поражает страну (или он же символизирует одержимого). По-разному соотносятся с концепцией дракона червяк, змея и крокодил. Во Франции дракон также корреспондирует с великаном-людоедом и Гаргантюа. С точки зрения М.Шнейдера дракон символизирует болезнь.
Но, прежде чем расширять значение, приведем несколько примеров, показывающих, как действительно часто обращаются к описаниям дракона. В классической литературе и Библии содержатся многочисленные отсылки, обеспечивающие нас подробной информацией, связанной с его происхождением, свойствами и привычками.
Но их описания указываются не только на существование нескольких типов дракона. Как замечает Пинедо: "Некоторые придают дракону форму крылатой змеи, живущей в воздухе и в воде, ее пасть огромна, она убивает людей и животных своим огромным хвостом, а затем проглатывает их.
Согласно другой точке зрения, дракон является наземным животным с небольшими лапами, мощным и сильным хвостом, которым он разрушает все вокруг, он также питается кровью пойманных животных. Некоторые авторы считают его земноводным, способным превращаться и в прекрасную женщину с развивающимися волосами, и даже более ужасным, чем в другим версиях чудовище".
Иногда дракон изображается с рядом голов, тогда их символическое значение становится не совсем утешительным, дается регрессивное и инволюционное значение множественных увеличений. В "Откровении Иоанна Богослова" говорится (XII, 3): "И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и девятью рогами, и на головах его семь диадем". И далее: "Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю".
В других случаях дракон используется в эмблемах, тогда речь идет о символизме формы или размера, который предшествует самому животному, отметим тот, когда дракон кусает свой хвост. Уроборос (у гностиков) обозначает все циклические процессы и, прежде всего движение времени.
Часто дракон встречается в алхимии, для алхимиков сражающиеся друг с другом драконы отражают состояние putrefactio (разделение Элементов или психический распад). Тогда крылатый дракон представляет летящий элемент, в то время как бескрылое существо обозначает стоячий элемент (в соответствии с А.Пуассоном).
Возможно, именно в Китае это чудовище предстает в наибольшем разнообразии образов. Оно и стало эмблемой императорской власти. Среди своих знаков отличия император обладал драконом с пятью когтями, а чиновники его двора могли изображать только дракона с четырьмя когтями.
Согласно Дилю, китайский родовой дракон являлся олицетворением силы, откуда происходит осмысление победы над ним как героического подвига, представленное и в христианской традиции.
Дж.Фрезер рассказывает, что китайцы, когда хотят, чтобы пошел дождь, изготавливают огромного дракона из дерева и бумаги и носят его. Если таким образом не удается вызвать дождь, они уничтожают дракона. Чжуан-цзы установил, что подобное верование связано с тем, что и дракон, и змея воплощают самый глубокий и всеобъемлющий космический смысл и обозначают символы "ритмической жизни".
В древних китайских текстах часто встречается следующая ассоциация: дракон-молния-дождь-плодородие. Сказочное животное также становится связующей нитью между Верхними водами и землей. Необходимо обозначить и общую классификацию дракона: в китайской мифологии, существуют подземные, воздушные и водные драконы. Если говорят, что "земля соединилась с драконом", то это означает, что идет дождь.
Дракон играет особую роль как посредник, тогда, когда два элемента космических сил ассоциируются с важнейшими характеристиками трехуровневого символизма. Среди них: высочайший уровень духовности, промежуточная уровень (жизнь смертных) и низший уровень, связанный с силами нижнего мира. Соответственно дракон наделяется такими качествами как огромная сила и скорость.
Самые древние образы дракона сходны с изображениями лошади. Как считали китайцы, в эзотерике встречаются драконы, связанные с цветным символизмом: красный является покровителем высокой науки, белый дракон - лунарный символ. Эти цвета образовались от планет и знаков Зодиака.
В Средние века в восточном мире появились драконы с горлом и лапами орла, телом змеи, крыльями мыши и с хвостом, заканчивавшимся стрелой, обернутым вокруг туловища. Пиобб считает, что данный образ обозначает слияние и разделение составляющих частей: орел обозначает небесный потенциал, змея символизирует тайные и скрытые характеристики, крылья - духовный подъем. Хвост - склонность к принятию разумных решений (благодаря сходству с зодиакальным знаком Льва).
В широком смысле в современной психологии отрицается символ дракона как "чего-то ужасного, что нужно обязательно преодолеть". Поскольку героем может стать только тот, кто покорит дракона. Юнг даже договаривается до того, что начинает считать дракона материнским образом (скажем, отражением материнского принципа или принципа бессознательного). Он также говорит, что дракон выражает индивидуальное отвращение к инсесту и страх совершить его, хотя Юнг и предположил, что совершенно естественно закономерно, что дракон является и олицетворением зла.
В эзотерической еврейской традиции Каббалы настаивают, что глубинный смысл тайны дракона должен оставаться нетронутым (так считает автор книги "Зогар" рабби Симон бен Йохай (?-170), которого цитирует Е.Блаватская).
Вселенский дракон (Katholikos ophis) гностиков означает "постижение всех вещей"). Он соотносится с концепцией хаоса ("Хаос или Дух это огненный дракон, который поглощает все" - Филалетта, "Вступление") и разложение ("Дракон обозначает разложение"). Цитаты взяты из Псевдодемокрита.
В герметическом учении использованы следующие термины: яд, змея, универсальный растворитель, философский уксус, отмечает Эвола. Он добавляет, что драконы и быки относятся к тем животным, с которыми сражаются герои божественного происхождения (такие как Митра, Зигфрид, Геракл, Ясон, Гор или Аполлон). Он имеет в виду соответствие женщина - дракон, ртуть и вода и зеленый цвет, как символ "хаотичного первозданного беспорядочного").
Дракона, который снова "появляется в "Цитадели философов" в Кхунрате, следует завоевать и пленить: это то, что постоянно глотает самого себя, это Меркурий в образе сжигаемого жаждой или голодом или слепой в порыве к наслаждению". Или, другими словами, Природа покоряется и завоевывается самой Природой или таинственным лунарным миром перемен и становится в оппозицию к миру неисчисляемых существ, управляемых Ураном. Немецкий мистик И.Бёме (1575-1624) определяет это состояние как "потребность, которая не может быть удовлетворена иначе, как с помощью самой себя же", то есть "пожиранием самого себя" (вкладка VI).