Дуализм ("Словарь символов").
Представление о двойственности, как единстве противоположностей представлено в огромном числе религиозных и философских систем. Оно воплощается в системе оппозиций, склоняясь скорее к синтезу, чем к двум противоположным принципам. И в религии манихейцев и в верованиях гностиков допускается двойное толкование морали.
Некоторые космические формы делятся на две части, так китайский год состоит из двух половинок, одна (Янь) допускает преобладание активных и благоприятных сил, другая (Инь) предполагает доминанту пассивных и вредных сил.
В "Тайных традициях" (Париж, 1943) Р.Бертран замечает: "Дуализм в религии, мистике или философии не является порождением теоретиков или предрассудком, а существует как некоторая реальность со своими особенностями. Она мешает двум противоположным началам уничтожить друг друга, заставляя их отдавать свою силу друг другу. Иначе говоря, функционировать, допуская попеременное, но не одновременно развитие. Так черное и белое Инь-янь, ограниченное кругом стабильности, образует в действительности тройственную систему, Дao.
Однако подобное решение с помощью "третьего термина" практически не помогает в "решении" проблемы, а скорее ведет к неопределенности, поскольку способствует существованию двойственного состояния, воплощающего внутреннюю нестабильность.
Все сказанное подтверждается, например тем, что в алхимии постоянно взаимодействуют две тенденции, нисходящая и восходящая, реализуемые в форме испарения (растворения) и осаждения (конденсации). Далеко не всегда положительные силы побеждают, ибо одни вещества превращаются в другие, но сама материя остается.
Отметим необычайное разнообразие двойных символов и упомянем некоторые из них: хлыст и крючок египетских фараонов; эмблемы, обозначающие скот и сельское хозяйство, в которой прямая и изогнутая сабля символизирует "прямую" и "наклонную" дороги; каббалистские колонны Яхин и Боас, понятия о милосердии и жестокости.
Представление о двойственности, как единстве противоположностей представлено в огромном числе религиозных и философских систем. Оно воплощается в системе оппозиций, склоняясь скорее к синтезу, чем к двум противоположным принципам. И в религии манихейцев и в верованиях гностиков допускается двойное толкование морали.
Некоторые космические формы делятся на две части, так китайский год состоит из двух половинок, одна (Янь) допускает преобладание активных и благоприятных сил, другая (Инь) предполагает доминанту пассивных и вредных сил.
В "Тайных традициях" (Париж, 1943) Р.Бертран замечает: "Дуализм в религии, мистике или философии не является порождением теоретиков или предрассудком, а существует как некоторая реальность со своими особенностями. Она мешает двум противоположным началам уничтожить друг друга, заставляя их отдавать свою силу друг другу. Иначе говоря, функционировать, допуская попеременное, но не одновременно развитие. Так черное и белое Инь-янь, ограниченное кругом стабильности, образует в действительности тройственную систему, Дao.
Однако подобное решение с помощью "третьего термина" практически не помогает в "решении" проблемы, а скорее ведет к неопределенности, поскольку способствует существованию двойственного состояния, воплощающего внутреннюю нестабильность.
Все сказанное подтверждается, например тем, что в алхимии постоянно взаимодействуют две тенденции, нисходящая и восходящая, реализуемые в форме испарения (растворения) и осаждения (конденсации). Далеко не всегда положительные силы побеждают, ибо одни вещества превращаются в другие, но сама материя остается.
Отметим необычайное разнообразие двойных символов и упомянем некоторые из них: хлыст и крючок египетских фараонов; эмблемы, обозначающие скот и сельское хозяйство, в которой прямая и изогнутая сабля символизирует "прямую" и "наклонную" дороги; каббалистские колонны Яхин и Боас, понятия о милосердии и жестокости.