Исследования Раймонда Моуди о жизни после смерти.
Итак, жизнь после смерти существует. И реинкарнация - один из возможных предложенных нам, смертным, мировой философской и религиозной мыслью вариантов. Когда заговаривают о любых вопросах, связанных с проблематикой, вынесенной в заглавие книги, неизбежно возникает это имя - Раймонд Моуди, ученый, который первым исследовал феномен посмертного существования у людей, вернувшихся буквально с того света. И никого не смущает, что к теории реинкарнации Моуди пришел далеко не сразу, а его нашумевшая работа «Жизнь после смерти. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела» вообще к повторному воплощению в ином теле отношения не имеет. Первая сфера научных интересов и первая же ученая степень - философия, и только потом медицина, психиатрия. Интерес же к вопросам смерти и жизни после смерти возник еще в студенческие годы, когда Моуди впервые в 1965 г. услышал из уст профессора медицины, преподавателя университета, подробнейший отчет о его собственном опыте смерти.
Но так или иначе, доктор Моуди - крупнейший авторитет во всех этих вопросах. И будет невежливо, да и просто проявлением дурного тона не поговорить хотя бы немного о его исследованиях.
Первоначально немногие встретили книгу Моуди с распростертыми объятьями. С одной стороны, на него ополчилась церковь, ведь вопросы смерти и посмертия традиционно относятся к области теологии, но никак не медицины, психологии, физиологии. С другой стороны, исследования его вызвали множественные нападки со стороны коллег-ученых. Несмотря на то что те, кто занимается врачебной практикой и хотя бы раз в жизни, но сталкивается с рассказами пациентов, оживших после признания их клинической смерти, желание тогда еще молодого и не известного никому ученого заняться этой ненаучной темой воспринималось как насмешка над фундаментальной и эмпирической наукой. «То, что всегда было делом веры, не должно проверяться научными методами!», «Что это такое?! Еще и массу души эти молодые ученые, которым все нужно пощупать своими руками, захотят измерить!..» Подобные взгляды давно уже ушли в прошлое. Наука открывает, по словам первого рецензента и благодарного читателя, автора предисловия к первому изданию книги Р. Моуди, доктора медицины Элизабет Кюблер-Росс (Иллинойс, США), новые двери . Тайны, на исследование которых сегодня посягает наука, прежде были табу. Но желание знать никогда невозможно было остановить . И книга Моуди была адресована тем, кто обладал этим неистребимым стремлением узнать, а не просто слепо верил.
Говорить о смерти в обществе не принято. Издревле у людей разных стран существует поверье которое характеризуется русским «легок на помине» и, гораздо более точно, латинским/t/pt/s in fabulis. То, о чем мы говорим, становится нам ближе, мы словно указываем этому существу или явлению прямую дорожку к нам, в наш мир, и оно, пользуясь приглашением, приходит. Такзачем же говорить о страшных вещах - неудаче, смерти, тяжелой болезни - и злобных существах (черте, демонах, диких животных) и тем самым выдавать им свое присутствие в мире? Но смерть еще и неминуема при любых обстоятельствах. Если с проблемой регулировки уровня рождаемости человечество худо-бедно справляется, то смерть все еще неизбежна. Разговоры о смерти, любое столкновение со смертью напоминают человеку о его собственной приближающейся кончине.
Может быть, потому что говорить о смерти не принято, а, может быть, из-за того, что никто точно не знает, что же ожидает человека за конечной чертой, в языках мира не сложился терминологический аппарат, обслуживающий эту тему. И люди пользуются сравнениями из повседневной жизни, чтобы хоть как-то определить себе, что есть смерть.
Разбирая представления о смерти, бытующие среди современных людей, Раймонд Моуди приходит к двум выводам.Во-первых, они имеют очень древние корни и, во-вторых, сводятся к двум противоположным идеям:
1)смерть - это и смерть сознания после умирания физического тела. Приверженцы такой позиции сравнивают смерть со сном или забвением;
2)со смертью тела высвобождается неплотская, духовная составляющая человека (сознание, душа, личность) и продолжает существовать вечность, даже после того, как от разложившейся плоти не остается и следа. Отражение этой концепции смерти можно найти в обрядах погребения, сохранившихся практически без изменений с древних времен.
Кто бы что ни говорил, но среди людей большинство все-таки в глубине души придерживаются той мысли, что совсем, окончательно человек не умирает. Р . Моуди, занявшись сбором фактического материала по заинтересовавшей его теме среди своих студентов, выяснил, что «... почти в каждой группе, состоящей примерно из тридцати человек, по крайней мере один студент обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких людей или перенес сам»[571.
За 11 лет работы (с 1965 по 1976 г., год выхода в свет его книги) Моуди собрал из разных источников более 150 случаев «близости к смерти», которые классифицировал следующим образом, по степени этой самой близости:
1)максимальное приближение: случаи, рассказанные людьми, которые испытали клиническую смерть, но которые, будучи реанимированными, смогли рассказать о своих посмертных ощущениях;
2)вторая степень приближения: впечатления, рассказанные людьми, находящимися или находившимися в предсмертном состоянии из-за тяжелой болезни, в результате несчастного случая, но не перешагнувшими порог клинической смерти;
3)косвенная близость: рассказы уже умерших людей об их предсмертных впечатлениях, полученные из вторых уст, от свидетелей. Последняя группа в исследовании ученым не рассматривалась, хотя она по количеству случаев - самая многочисленная.
Итак, жизнь после смерти существует. И реинкарнация - один из возможных предложенных нам, смертным, мировой философской и религиозной мыслью вариантов. Когда заговаривают о любых вопросах, связанных с проблематикой, вынесенной в заглавие книги, неизбежно возникает это имя - Раймонд Моуди, ученый, который первым исследовал феномен посмертного существования у людей, вернувшихся буквально с того света. И никого не смущает, что к теории реинкарнации Моуди пришел далеко не сразу, а его нашумевшая работа «Жизнь после смерти. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела» вообще к повторному воплощению в ином теле отношения не имеет. Первая сфера научных интересов и первая же ученая степень - философия, и только потом медицина, психиатрия. Интерес же к вопросам смерти и жизни после смерти возник еще в студенческие годы, когда Моуди впервые в 1965 г. услышал из уст профессора медицины, преподавателя университета, подробнейший отчет о его собственном опыте смерти.
Но так или иначе, доктор Моуди - крупнейший авторитет во всех этих вопросах. И будет невежливо, да и просто проявлением дурного тона не поговорить хотя бы немного о его исследованиях.
Первоначально немногие встретили книгу Моуди с распростертыми объятьями. С одной стороны, на него ополчилась церковь, ведь вопросы смерти и посмертия традиционно относятся к области теологии, но никак не медицины, психологии, физиологии. С другой стороны, исследования его вызвали множественные нападки со стороны коллег-ученых. Несмотря на то что те, кто занимается врачебной практикой и хотя бы раз в жизни, но сталкивается с рассказами пациентов, оживших после признания их клинической смерти, желание тогда еще молодого и не известного никому ученого заняться этой ненаучной темой воспринималось как насмешка над фундаментальной и эмпирической наукой. «То, что всегда было делом веры, не должно проверяться научными методами!», «Что это такое?! Еще и массу души эти молодые ученые, которым все нужно пощупать своими руками, захотят измерить!..» Подобные взгляды давно уже ушли в прошлое. Наука открывает, по словам первого рецензента и благодарного читателя, автора предисловия к первому изданию книги Р. Моуди, доктора медицины Элизабет Кюблер-Росс (Иллинойс, США), новые двери . Тайны, на исследование которых сегодня посягает наука, прежде были табу. Но желание знать никогда невозможно было остановить . И книга Моуди была адресована тем, кто обладал этим неистребимым стремлением узнать, а не просто слепо верил.
Говорить о смерти в обществе не принято. Издревле у людей разных стран существует поверье которое характеризуется русским «легок на помине» и, гораздо более точно, латинским/t/pt/s in fabulis. То, о чем мы говорим, становится нам ближе, мы словно указываем этому существу или явлению прямую дорожку к нам, в наш мир, и оно, пользуясь приглашением, приходит. Такзачем же говорить о страшных вещах - неудаче, смерти, тяжелой болезни - и злобных существах (черте, демонах, диких животных) и тем самым выдавать им свое присутствие в мире? Но смерть еще и неминуема при любых обстоятельствах. Если с проблемой регулировки уровня рождаемости человечество худо-бедно справляется, то смерть все еще неизбежна. Разговоры о смерти, любое столкновение со смертью напоминают человеку о его собственной приближающейся кончине.
Может быть, потому что говорить о смерти не принято, а, может быть, из-за того, что никто точно не знает, что же ожидает человека за конечной чертой, в языках мира не сложился терминологический аппарат, обслуживающий эту тему. И люди пользуются сравнениями из повседневной жизни, чтобы хоть как-то определить себе, что есть смерть.
Разбирая представления о смерти, бытующие среди современных людей, Раймонд Моуди приходит к двум выводам.Во-первых, они имеют очень древние корни и, во-вторых, сводятся к двум противоположным идеям:
1)смерть - это и смерть сознания после умирания физического тела. Приверженцы такой позиции сравнивают смерть со сном или забвением;
2)со смертью тела высвобождается неплотская, духовная составляющая человека (сознание, душа, личность) и продолжает существовать вечность, даже после того, как от разложившейся плоти не остается и следа. Отражение этой концепции смерти можно найти в обрядах погребения, сохранившихся практически без изменений с древних времен.
Кто бы что ни говорил, но среди людей большинство все-таки в глубине души придерживаются той мысли, что совсем, окончательно человек не умирает. Р . Моуди, занявшись сбором фактического материала по заинтересовавшей его теме среди своих студентов, выяснил, что «... почти в каждой группе, состоящей примерно из тридцати человек, по крайней мере один студент обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких людей или перенес сам»[571.
За 11 лет работы (с 1965 по 1976 г., год выхода в свет его книги) Моуди собрал из разных источников более 150 случаев «близости к смерти», которые классифицировал следующим образом, по степени этой самой близости:
1)максимальное приближение: случаи, рассказанные людьми, которые испытали клиническую смерть, но которые, будучи реанимированными, смогли рассказать о своих посмертных ощущениях;
2)вторая степень приближения: впечатления, рассказанные людьми, находящимися или находившимися в предсмертном состоянии из-за тяжелой болезни, в результате несчастного случая, но не перешагнувшими порог клинической смерти;
3)косвенная близость: рассказы уже умерших людей об их предсмертных впечатлениях, полученные из вторых уст, от свидетелей. Последняя группа в исследовании ученым не рассматривалась, хотя она по количеству случаев - самая многочисленная.