Реинкарнация в индуизме.
Индуизм – это одна из мировых религий, распространенная в большей степени на территории Индии. После христианства и ислама она занимает третье место по числу верующих. Переводится название этой религии как «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм является наиболее древней религией и берет свое начало в ведийской, хараппской и дравидийской цивилизациях. В этой религии не существует единой доктрины и системы вероучения. Индуизм вбирает в себя множество религиозных традиций, философских направлений и верований. Среди них: монотеизм, политеизм, панентеизм, пантеизм, монизм и атеизм. Индуизм включает такие религиозные положения, как дхарма (нравственные законы), карма (зависимость судьбы от деяний прошлой жизни), сансара (перевоплощение души или круговорот рождения и смерти), мокша (освобождение или выход из круговорота рождения и смерти), йога (путь к единению, сосредоточение).
В этой религии существует множество Священный писаний. Они подразделяются на две категории: шрути и смрити. Наиболее важными религиозными произведениями в индуизме являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита», Агамы.
Индуизм широко распространился во второй половине XX в. по многим странам и континентам, где карма, йога и вегетарианство стали привычными понятиями.
Бог в индуизме имеет разные понятия и обличия. Бог – это вселенское понятие, однако Бог может быть в каждом из нас, он может быть в любой форме. Поэтому существование реинкарнации воспринимается всеми индуистами однозначно. Некоторые ученые настаивают, что понятие реинкарнации встречается только в поздней индийской философской литературе, что в Священных писаниях (Ведах) его нет. Однако в ранних ведических произведениях можно найти упоминание о реинкарнации: «Тот, кто произвел ее на свет, не знает ее. От того, кто созерцает ее, она сокрыта. Она спрятана во чреве своей матери. Рождаясь множество раз, она пришла в этот мир в страдании». Подобные строки часто встречаются в древнеиндийских текстах, что и сделало веру индуистов в реинкарнацию непоколебимой. В этих текстах также говорится о карме, в соответствии с которой все последующие жизни зависят от жизни предыдущей. Карма – это причинно-следственная связь, которая существует между прошлой и настоящей жизнями. Негативная карма называется викармой. Она возникает при порочных действиях человека и проявляется в том, что его душа в дальнейшем переходит на более низкий уровень существования. Викарма вовлекает душу в круговорот рождения и смерти и таким образом привязывает ее к земной жизни. Положительная карма складывается при добродетельных поступках человека, милосердии и благодеяниях. Она вознаграждает человека материальным благополучием, чем опять же привязывает к земной жизни. Существует еще один вид кармы – акарма. Она связана с духовной деятельностью и не сопровождается ничем материальным. Акарма освобождает душу из круговорота рождение – смерть. Она избавляет душу от связи с этим миром, она возвращает душу к изначальному существованию. Духовный труд воспринимается в индуизме как благочестивый. Во многих Священных писаниях различных религий мира полагается, что духовная деятельность возвышает человека. В индуизме духовность возвышает человека и над хорошей, и над плохой кармой. В Ведах имеются положения, которые разграничивают деятельность на три вида: хорошую, плохую и трансцендентную.
В западных странах слову «карма» часто придают значение судьбы или рока. Это не совсем правильно. Рок и судьба, согласно греческой философии, не всегда подвластны даже богам. От них нельзя уйти, в то время как карму можно изменить или избежать ее. Это можно проследить на примере индийской литературы, в которой редко встречаются трагические сюжеты.
...
П о числу верующих индуизм занимает в мире третье место после христианства и ислама. Эту религию поддерживают более 1 млрд человек, большая часть которых проживает в Индии и Непале.
По мнению профессора теологии Чикагского университета Венди Д. О\'Флаерти, карму может преодолеть преданный Богу человек. Это нашло отражение в философии Рамануджи XI в. В ней считалось, что Бог для привлечения к себе раскаивающихся грешников может оказаться сильнее кармы. Учение о карме связано и с другими направлениями индуизма, в соответствии с которыми индивидуум может двигаться против судьбы и течения времени.
Индуизм объясняет поступки людей их представлениями о наибольшей выгоде от них. Это является предпосылкой для социального и антисоциального поведения, которым человек привык добиваться удовольствия и удовлетворения своих желаний. Одновременно оба типа поведения приводят к вовлечению в круговорот рождения и смерти, которые происходят с человеком в различных телах низших типов. Относительно рождения в теле высокого или низкого типа в индуизме существуют правила, которые расписаны в сотнях томов ведических и постведических произведений. Ученые в индуизме выделяют три традиционных взгляда на смерть.
Раннее ведическое мировоззрение. Согласно этой традиции, глава семьи, занимающийся физической деятельностью (греховной), после смерти окажется в царстве Ямараджи (низших сферах, аду). Для его спасения несколько поколений его детей и внуков будут делать жертвоприношения в виде пищи и воды. Через определенное время он снова умрет. Его душа будет проходить различные стихии – воду, землю, воздух, огонь, эфир и др. Возможно, таким образом происходит непрерывное продвижение души к последующей инкарнации. В конце этого пути его душа возродится в одном из тел 8400000 типов, которые наполняют Вселенную.
Пураническое мировоззрение. Пураны – это древние истории. Они повествуют о бесконечном множестве райских и адских планет, где умершие получают вознаграждение или наказание за свои деяния. В соответствии с Пуранами, душа, прежде чем возродиться в теле, обитает в этих сферах Бытия.
С рождением в новом теле у нее появляется возможность прийти к самоосознанию.
Мировоззрение сансары. Оно является наиболее понятным объяснением смерти в индуизме. Оно включает в себя ведические и пуранические концепции. В соответствии с сансарой, душа умершего сразу возрождается в материальном мире. Она продолжает свое вращение в цикле рождения и смерти. Это происходит до той поры, когда она полностью очистится от материальных и физических желаний. После очищения душа возвращается туда, откуда она вышла и где изначально находились все души – в Духовное царство. В нем душа возвращается к своей естественной жизни рядом с Богом. Именно мировоззрение сансары разделяют современный индуизм, а также вайшнавизм, шиваизм и другие его направления, наиболее распространенные на вос токе Индии. В нем усматривается истина, которая вбирает в себя сущность всех предшествующих учений.
Веды являются наиболее исчерпывающими произведениями, рассказывающими о реинкарнации. В «Бхагавата-пурана» описывается развитие сознания живого существа от пребывания в утробе матери до наступления смерти. После отбывания наказания в аду живое существо проходит все низшие формы жизни и таким образом продолжает искупать свои грехи. Затем оно рождается на Земле в теле человека. Под руководством Верховного Господа душа проникает в мужское семя и затем попадает во чрево матери, для того чтобы возродиться в теле определенного типа. В произведении описывается внутриутробное развитие плода, который рождается, не помня, что с ним происходило во чреве матери. В «Бхагавате-пурана» написано, что внутриутробно плод испытывает страдания, которые выпали ему в зависимости от кармы. Так как его сознание еще не развито, то может перенести боль и в определенный срок родиться. В утробе матери ребенок не может свободно передвигаться и находится как птица в клетке. При благосклонности судьбы в это время он вспоминает свои сто предыдущих жизней и это вызывает у него сильные страдания.
Душа, поселившаяся в плоде, не забывает о своем долге перед Богом и продолжает молить Его о прощении. Душа в период внутриутробной жизни плода содержит в своей памяти падение с высоты небесной жизни и прохождение через бесконечное множество тел. Во чреве матери душа раскаивается за свои грехи и очень хочет вернуться на службу Господу. В «Бхагавате» описывается стремление души к свободе, ее желание окончательно избавиться от призрачного бытия (майи) и покинуть материальный мир. Однако после рождения все это забывается. Новорожденный ощущает себя в безопасности рядом с любящими родителями. Таким образом, он снова попадает в зависимость от материального существования. Душа, заключенная в теле, с детских лет находится в материалистическом оцепенении, поглощенная игрой чувств и объектами их удовлетворения.
Индуизм – это одна из мировых религий, распространенная в большей степени на территории Индии. После христианства и ислама она занимает третье место по числу верующих. Переводится название этой религии как «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм является наиболее древней религией и берет свое начало в ведийской, хараппской и дравидийской цивилизациях. В этой религии не существует единой доктрины и системы вероучения. Индуизм вбирает в себя множество религиозных традиций, философских направлений и верований. Среди них: монотеизм, политеизм, панентеизм, пантеизм, монизм и атеизм. Индуизм включает такие религиозные положения, как дхарма (нравственные законы), карма (зависимость судьбы от деяний прошлой жизни), сансара (перевоплощение души или круговорот рождения и смерти), мокша (освобождение или выход из круговорота рождения и смерти), йога (путь к единению, сосредоточение).
В этой религии существует множество Священный писаний. Они подразделяются на две категории: шрути и смрити. Наиболее важными религиозными произведениями в индуизме являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита», Агамы.
Индуизм широко распространился во второй половине XX в. по многим странам и континентам, где карма, йога и вегетарианство стали привычными понятиями.
Бог в индуизме имеет разные понятия и обличия. Бог – это вселенское понятие, однако Бог может быть в каждом из нас, он может быть в любой форме. Поэтому существование реинкарнации воспринимается всеми индуистами однозначно. Некоторые ученые настаивают, что понятие реинкарнации встречается только в поздней индийской философской литературе, что в Священных писаниях (Ведах) его нет. Однако в ранних ведических произведениях можно найти упоминание о реинкарнации: «Тот, кто произвел ее на свет, не знает ее. От того, кто созерцает ее, она сокрыта. Она спрятана во чреве своей матери. Рождаясь множество раз, она пришла в этот мир в страдании». Подобные строки часто встречаются в древнеиндийских текстах, что и сделало веру индуистов в реинкарнацию непоколебимой. В этих текстах также говорится о карме, в соответствии с которой все последующие жизни зависят от жизни предыдущей. Карма – это причинно-следственная связь, которая существует между прошлой и настоящей жизнями. Негативная карма называется викармой. Она возникает при порочных действиях человека и проявляется в том, что его душа в дальнейшем переходит на более низкий уровень существования. Викарма вовлекает душу в круговорот рождения и смерти и таким образом привязывает ее к земной жизни. Положительная карма складывается при добродетельных поступках человека, милосердии и благодеяниях. Она вознаграждает человека материальным благополучием, чем опять же привязывает к земной жизни. Существует еще один вид кармы – акарма. Она связана с духовной деятельностью и не сопровождается ничем материальным. Акарма освобождает душу из круговорота рождение – смерть. Она избавляет душу от связи с этим миром, она возвращает душу к изначальному существованию. Духовный труд воспринимается в индуизме как благочестивый. Во многих Священных писаниях различных религий мира полагается, что духовная деятельность возвышает человека. В индуизме духовность возвышает человека и над хорошей, и над плохой кармой. В Ведах имеются положения, которые разграничивают деятельность на три вида: хорошую, плохую и трансцендентную.
В западных странах слову «карма» часто придают значение судьбы или рока. Это не совсем правильно. Рок и судьба, согласно греческой философии, не всегда подвластны даже богам. От них нельзя уйти, в то время как карму можно изменить или избежать ее. Это можно проследить на примере индийской литературы, в которой редко встречаются трагические сюжеты.
...
П о числу верующих индуизм занимает в мире третье место после христианства и ислама. Эту религию поддерживают более 1 млрд человек, большая часть которых проживает в Индии и Непале.
По мнению профессора теологии Чикагского университета Венди Д. О\'Флаерти, карму может преодолеть преданный Богу человек. Это нашло отражение в философии Рамануджи XI в. В ней считалось, что Бог для привлечения к себе раскаивающихся грешников может оказаться сильнее кармы. Учение о карме связано и с другими направлениями индуизма, в соответствии с которыми индивидуум может двигаться против судьбы и течения времени.
Индуизм объясняет поступки людей их представлениями о наибольшей выгоде от них. Это является предпосылкой для социального и антисоциального поведения, которым человек привык добиваться удовольствия и удовлетворения своих желаний. Одновременно оба типа поведения приводят к вовлечению в круговорот рождения и смерти, которые происходят с человеком в различных телах низших типов. Относительно рождения в теле высокого или низкого типа в индуизме существуют правила, которые расписаны в сотнях томов ведических и постведических произведений. Ученые в индуизме выделяют три традиционных взгляда на смерть.
Раннее ведическое мировоззрение. Согласно этой традиции, глава семьи, занимающийся физической деятельностью (греховной), после смерти окажется в царстве Ямараджи (низших сферах, аду). Для его спасения несколько поколений его детей и внуков будут делать жертвоприношения в виде пищи и воды. Через определенное время он снова умрет. Его душа будет проходить различные стихии – воду, землю, воздух, огонь, эфир и др. Возможно, таким образом происходит непрерывное продвижение души к последующей инкарнации. В конце этого пути его душа возродится в одном из тел 8400000 типов, которые наполняют Вселенную.
Пураническое мировоззрение. Пураны – это древние истории. Они повествуют о бесконечном множестве райских и адских планет, где умершие получают вознаграждение или наказание за свои деяния. В соответствии с Пуранами, душа, прежде чем возродиться в теле, обитает в этих сферах Бытия.
С рождением в новом теле у нее появляется возможность прийти к самоосознанию.
Мировоззрение сансары. Оно является наиболее понятным объяснением смерти в индуизме. Оно включает в себя ведические и пуранические концепции. В соответствии с сансарой, душа умершего сразу возрождается в материальном мире. Она продолжает свое вращение в цикле рождения и смерти. Это происходит до той поры, когда она полностью очистится от материальных и физических желаний. После очищения душа возвращается туда, откуда она вышла и где изначально находились все души – в Духовное царство. В нем душа возвращается к своей естественной жизни рядом с Богом. Именно мировоззрение сансары разделяют современный индуизм, а также вайшнавизм, шиваизм и другие его направления, наиболее распространенные на вос токе Индии. В нем усматривается истина, которая вбирает в себя сущность всех предшествующих учений.
Веды являются наиболее исчерпывающими произведениями, рассказывающими о реинкарнации. В «Бхагавата-пурана» описывается развитие сознания живого существа от пребывания в утробе матери до наступления смерти. После отбывания наказания в аду живое существо проходит все низшие формы жизни и таким образом продолжает искупать свои грехи. Затем оно рождается на Земле в теле человека. Под руководством Верховного Господа душа проникает в мужское семя и затем попадает во чрево матери, для того чтобы возродиться в теле определенного типа. В произведении описывается внутриутробное развитие плода, который рождается, не помня, что с ним происходило во чреве матери. В «Бхагавате-пурана» написано, что внутриутробно плод испытывает страдания, которые выпали ему в зависимости от кармы. Так как его сознание еще не развито, то может перенести боль и в определенный срок родиться. В утробе матери ребенок не может свободно передвигаться и находится как птица в клетке. При благосклонности судьбы в это время он вспоминает свои сто предыдущих жизней и это вызывает у него сильные страдания.
Душа, поселившаяся в плоде, не забывает о своем долге перед Богом и продолжает молить Его о прощении. Душа в период внутриутробной жизни плода содержит в своей памяти падение с высоты небесной жизни и прохождение через бесконечное множество тел. Во чреве матери душа раскаивается за свои грехи и очень хочет вернуться на службу Господу. В «Бхагавате» описывается стремление души к свободе, ее желание окончательно избавиться от призрачного бытия (майи) и покинуть материальный мир. Однако после рождения все это забывается. Новорожденный ощущает себя в безопасности рядом с любящими родителями. Таким образом, он снова попадает в зависимость от материального существования. Душа, заключенная в теле, с детских лет находится в материалистическом оцепенении, поглощенная игрой чувств и объектами их удовлетворения.