ТИБЕТСКИЕ МЕДИТАЦИИ.
Обратите внимание на то, что термин «медитация» является обобщающим термином для различных умственных процессов. На Западе он часто обозначает любое дисциплинированное использование разума или длительное изучение конкретного объекта. В Тибете различают две основные категории медитации — аналитическую и созерцательную. Аналитическая медитация подобна западным формам медитации, то есть сначала вы убеждаете разум, а затем учите его фокусироваться на определенном ходе мыслей, основанном на выбранном объекте или тексте, обычно духовной природы. В тибетской традиции объектом или текстом практически всегда является дхарма, учение Будды. Таким образом, тибетская аналитическая медитация начинается не с медитации как таковой, но с прослушивания или чтения буддистских доктрин. В последующей серии медитаций вы исследуете эти доктрины, пытаясь понять точно, что они означают, и определить, как они соотносятся с вашей жизнью. Созерцательная медитация часто следует за аналитической медитацией и естественным образом проистекает из нее. Здесь вы выбираете конкретный аспект дхармы и концентрируетесь на нем так, чтобы все остальное было исключено, вы знакомитесь с ним все глубже и глубже до тех пор, пока разум не войдет в добродетельное и целомудренное состояние. Практически такой же результат может быть достигнут, если вы в качестве объекта созерцания выберете некий духовный объект или человека. В Тибете, опять же, практически всегда выбранный объект ассоциируется с буддизмом. Когда медитация закончена, вы должны представить, что многочисленные святые существа в вашем Поле для накопления положительных качеств растворяются и превращаются в чистый белый свет, который входит в ваше тело через кроновую чакру. Эта визуализация, если ее сделать достаточно живой и яркой, сама по себе может оказать значительное воздействие на разум, поскольку здесь вы представляете, что сливаетесь в единое целое с Буддой. Это слияние с сознанием Будды, несомненно, означает духовный подъем, способствующий дальнейшему продвижению на пути к освобождению и просвещению. Вы должны завершать каждый сеанс медитации молитвой посвящения, в которой вы предлагаете передать любые накопленные вами положительные качества всем разумным существам, чтобы они тоже могли достичь счастья и освобождения. Молитва может иметь следующий вид.
Все положительные качества, которые я накопил за время медитации, я посвящаю всем живым существам, чтобы они тоже смогли найти возможность практиковать дхарму. Я молюсь, чтобы все смогли испытать счастье и быстро достигли просветления, разорвав, наконец, колесо самсары.
Если у вас есть возможность посвящать все свое время духовным поискам, вы можете ускорить прогресс, для этого рекомендуется заниматься медитацией четыре раза в день, начиная с раннего утра. Вторая медитация должна начинаться после второго завтрака, третья — после обеда и последняя — вечером, она подготовит вас ко сну. Впрочем, те люди, чей день в большей степени заполнен мирскими делами, могут добиться не меньших успехов при одной медитации в день, при условии, что занятия проводятся регулярно. Лучше заниматься несколько минут в день, но регулярно, чем несколько часов, но время от времени. Новичкам, занимающимся один раз в день, больше всего подходит медитация в утренние часы, пока разум свеж и не нагружен дневными заботами. Когда вы приобретете некоторый опыт в медитации, вы можете перенести сеанс на вечер. Тибетцы полагают, что медитация перед сном позволяет разуму приходить к осознанию важных вещей и генерировать положительные качества в состоянии сна. Новички, однако, часто отмечают, что попытки медитировать в вечерние часы не очень успешны, поскольку зачастую они засыпают до того, как входят в нужное для медитации состояние, и весь процесс из-за этого нарушается. То, сколько времени вы уделяете практике медитации, зависит в основном от личного выбора и других имеющихся обязательств. Многие тибетские духовные учителя рекомендуют начинать с 30 минут и постепенно доводить длину занятий максимум до 2 часов, если позволяют обстоятельства. Также рекомендуется в течение нескольких последовательных дней использовать один и тот же объект медитации, это обеспечит глубину переживаний и осознания. Совершенно ясно, что в буддистском каноне содержится столько материала для медитаций, что его хватит на всю жизнь, даже на несколько жизней, как считают сами буддисты. Тибетцам, вставшим на мистический путь, выбирать объекты медитации на начальных порах обычно помогает гуру.
Джеймс Х. БРЕННАН. ТИБЕТСКАЯ МАГИЯ И МИСТИЦИЗМ.
Обратите внимание на то, что термин «медитация» является обобщающим термином для различных умственных процессов. На Западе он часто обозначает любое дисциплинированное использование разума или длительное изучение конкретного объекта. В Тибете различают две основные категории медитации — аналитическую и созерцательную. Аналитическая медитация подобна западным формам медитации, то есть сначала вы убеждаете разум, а затем учите его фокусироваться на определенном ходе мыслей, основанном на выбранном объекте или тексте, обычно духовной природы. В тибетской традиции объектом или текстом практически всегда является дхарма, учение Будды. Таким образом, тибетская аналитическая медитация начинается не с медитации как таковой, но с прослушивания или чтения буддистских доктрин. В последующей серии медитаций вы исследуете эти доктрины, пытаясь понять точно, что они означают, и определить, как они соотносятся с вашей жизнью. Созерцательная медитация часто следует за аналитической медитацией и естественным образом проистекает из нее. Здесь вы выбираете конкретный аспект дхармы и концентрируетесь на нем так, чтобы все остальное было исключено, вы знакомитесь с ним все глубже и глубже до тех пор, пока разум не войдет в добродетельное и целомудренное состояние. Практически такой же результат может быть достигнут, если вы в качестве объекта созерцания выберете некий духовный объект или человека. В Тибете, опять же, практически всегда выбранный объект ассоциируется с буддизмом. Когда медитация закончена, вы должны представить, что многочисленные святые существа в вашем Поле для накопления положительных качеств растворяются и превращаются в чистый белый свет, который входит в ваше тело через кроновую чакру. Эта визуализация, если ее сделать достаточно живой и яркой, сама по себе может оказать значительное воздействие на разум, поскольку здесь вы представляете, что сливаетесь в единое целое с Буддой. Это слияние с сознанием Будды, несомненно, означает духовный подъем, способствующий дальнейшему продвижению на пути к освобождению и просвещению. Вы должны завершать каждый сеанс медитации молитвой посвящения, в которой вы предлагаете передать любые накопленные вами положительные качества всем разумным существам, чтобы они тоже могли достичь счастья и освобождения. Молитва может иметь следующий вид.
Все положительные качества, которые я накопил за время медитации, я посвящаю всем живым существам, чтобы они тоже смогли найти возможность практиковать дхарму. Я молюсь, чтобы все смогли испытать счастье и быстро достигли просветления, разорвав, наконец, колесо самсары.
Если у вас есть возможность посвящать все свое время духовным поискам, вы можете ускорить прогресс, для этого рекомендуется заниматься медитацией четыре раза в день, начиная с раннего утра. Вторая медитация должна начинаться после второго завтрака, третья — после обеда и последняя — вечером, она подготовит вас ко сну. Впрочем, те люди, чей день в большей степени заполнен мирскими делами, могут добиться не меньших успехов при одной медитации в день, при условии, что занятия проводятся регулярно. Лучше заниматься несколько минут в день, но регулярно, чем несколько часов, но время от времени. Новичкам, занимающимся один раз в день, больше всего подходит медитация в утренние часы, пока разум свеж и не нагружен дневными заботами. Когда вы приобретете некоторый опыт в медитации, вы можете перенести сеанс на вечер. Тибетцы полагают, что медитация перед сном позволяет разуму приходить к осознанию важных вещей и генерировать положительные качества в состоянии сна. Новички, однако, часто отмечают, что попытки медитировать в вечерние часы не очень успешны, поскольку зачастую они засыпают до того, как входят в нужное для медитации состояние, и весь процесс из-за этого нарушается. То, сколько времени вы уделяете практике медитации, зависит в основном от личного выбора и других имеющихся обязательств. Многие тибетские духовные учителя рекомендуют начинать с 30 минут и постепенно доводить длину занятий максимум до 2 часов, если позволяют обстоятельства. Также рекомендуется в течение нескольких последовательных дней использовать один и тот же объект медитации, это обеспечит глубину переживаний и осознания. Совершенно ясно, что в буддистском каноне содержится столько материала для медитаций, что его хватит на всю жизнь, даже на несколько жизней, как считают сами буддисты. Тибетцам, вставшим на мистический путь, выбирать объекты медитации на начальных порах обычно помогает гуру.
Джеймс Х. БРЕННАН. ТИБЕТСКАЯ МАГИЯ И МИСТИЦИЗМ.