Гаутама Будда (563—483 ДО Н. Э.).
И наконец, позвольте нам в качестве образцово-показательного подхода к смерти, исповедуемого великими Учителями рассмотреть паранирвану Гаутамы Будды. Санскритское слово «нирвана» означает буквально — «исчезновение»: абсолютное состояние, вне рождения и смерти, которое достигается после устранения невежества и желаний и уничтожения кармы, которая является причиной перерождения. Термин «паранирвана», употребляемый только в отношении Будды, означает полное исчезновение, состояние совершенной свободы от рабства, достигнутое Гаутамой Буддой в момент его физической смерти.
Чтобы подготовиться к заключительному акту драмы под названием «Жизнь Гаутамы», давайте рассмотрим самые значительные события последних дней его существования. Хорошая отправная точка — его последние поездки с проповедями. Считается, что когда он прибыл в североиндийский город Пава, то остановился в манговой роще Чунды — кузнеца и своего набожного последователя, который пригласил Учителя и его монахов отобедать на следующий день в своем доме. Пища состояла из сладкого риса, пирога и грибов. Съев грибы, которые, как оказалось, были ядовитыми, Будда почувствовал ужасные боли, но несмотря на это, сохранил хладнокровие и выдержку и вытерпел их без жалоб. Когда боль немного стихла, он обратился к своему верному слуге Ананде: «Пойдем к Кушинагаре». Не успели они сделать несколько шагов, как Учитель свернул с тропинки и направился к подножию дерева. Там он сказал: «Ананда, сверни
ичетверо мое одеяние и постели его на землю. Я устал и мне надо
отдохнуть».
Затем он завел разговор о Чунде-кузнеце, говоря, что никто не должен винить последнего в том, что Учитель умер, получив пищу из его рук. «Наоборот,— сказал Будда,— два вида подносимой в дар пищи обладаю и наивысшей ценностью: та, которая дается перед тем как Татхагата достигнет Совершенного Понимания, и вторая — перед его окончательным уходом из мира. Хорошая карма постигла Чунду-кузнеца, поэтому не позволяйте ему чувствовать раскаяние. Что ж, Ананда, давай продолжим наш путь и пойдем в рощу Малласа».
Когда они пришли туда, он сказал: «Расстели для меня постель головой на север, между двумя деревьями. Я утомился и желал бы прилечь». Он лег на правый бок, положив одну ногу на другую. После этого он сказал Ананде, что его окончательный уход из мира произойдет в третью стражу ночи.
Священные тексты говорят нам, что вначале Будда прошел через четыре стадии вознесения. Выходя из четвертой стадии, он вступил в последовательные фазы бесконечного пространства: бесконечность мысли, пустоту, область между сознанием и бессознательным состоянием и место, где не существует осознания чувств и идей.
В тот момент Ананде показалось, что Учитель скончался, но Будда стал проходить через все стадии обратно, пока не дошел до второй стадии, после чего перешел к третьей и четвертой стадиям вознесения. И, выходя из последней стадии, он мгновенно исчез.
До этого, когда некоторые ученики Будды принялись рыдать, услышав новость о его кончине, он упрекнул их за то, что вместо того чтобы радоваться, они скорбят:
«В этот час радости не следует горевать. Ваше отчаяние неуместно, и вам следует восстановить свое самообладание. Столь труднодостижимая цель, которую в течение многих эонов желал я достичь, сейчас, наконец, находится близко. Когда цель достигнута, не будет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра или эфира: постоянное блаженство, которое невозможно описать, спокойствие, которое не отнять. И когда вы слышите об этом и знаете, что никакие
перемены не омрачают это состояние и что ничего там не может умереть — как же после этого у вас еще остается место для печали? В Гайе , в то время, когда я получил просветление, я избавился от причин становления, которые являются всего лишь клубком ядовитых змей; теперь же настает час избавиться от этого тела — вместилища всех поступков, совершенных в прошлом. Разве теперь, когда это тело, содержащее в себе столь много болезней уходит; когда исчезает опасность перерождения, когда, наконец, я избавляюсь от колоссальных и бесконечных страданий — вы огорчаетесь?..»
Считается, что Будда дожил до почтенного возраста в восемьдесят лет; он учил и проповедовал в течение сорока пяти лет, начиная с того момента, когда в тридцать пять он достиг наивысшего просветления.
Филипп Капло - Дзен жизни и смерти для живых и мертвых: Практическое и духовное руководство.
И наконец, позвольте нам в качестве образцово-показательного подхода к смерти, исповедуемого великими Учителями рассмотреть паранирвану Гаутамы Будды. Санскритское слово «нирвана» означает буквально — «исчезновение»: абсолютное состояние, вне рождения и смерти, которое достигается после устранения невежества и желаний и уничтожения кармы, которая является причиной перерождения. Термин «паранирвана», употребляемый только в отношении Будды, означает полное исчезновение, состояние совершенной свободы от рабства, достигнутое Гаутамой Буддой в момент его физической смерти.
Чтобы подготовиться к заключительному акту драмы под названием «Жизнь Гаутамы», давайте рассмотрим самые значительные события последних дней его существования. Хорошая отправная точка — его последние поездки с проповедями. Считается, что когда он прибыл в североиндийский город Пава, то остановился в манговой роще Чунды — кузнеца и своего набожного последователя, который пригласил Учителя и его монахов отобедать на следующий день в своем доме. Пища состояла из сладкого риса, пирога и грибов. Съев грибы, которые, как оказалось, были ядовитыми, Будда почувствовал ужасные боли, но несмотря на это, сохранил хладнокровие и выдержку и вытерпел их без жалоб. Когда боль немного стихла, он обратился к своему верному слуге Ананде: «Пойдем к Кушинагаре». Не успели они сделать несколько шагов, как Учитель свернул с тропинки и направился к подножию дерева. Там он сказал: «Ананда, сверни
ичетверо мое одеяние и постели его на землю. Я устал и мне надо
отдохнуть».
Затем он завел разговор о Чунде-кузнеце, говоря, что никто не должен винить последнего в том, что Учитель умер, получив пищу из его рук. «Наоборот,— сказал Будда,— два вида подносимой в дар пищи обладаю и наивысшей ценностью: та, которая дается перед тем как Татхагата достигнет Совершенного Понимания, и вторая — перед его окончательным уходом из мира. Хорошая карма постигла Чунду-кузнеца, поэтому не позволяйте ему чувствовать раскаяние. Что ж, Ананда, давай продолжим наш путь и пойдем в рощу Малласа».
Когда они пришли туда, он сказал: «Расстели для меня постель головой на север, между двумя деревьями. Я утомился и желал бы прилечь». Он лег на правый бок, положив одну ногу на другую. После этого он сказал Ананде, что его окончательный уход из мира произойдет в третью стражу ночи.
Священные тексты говорят нам, что вначале Будда прошел через четыре стадии вознесения. Выходя из четвертой стадии, он вступил в последовательные фазы бесконечного пространства: бесконечность мысли, пустоту, область между сознанием и бессознательным состоянием и место, где не существует осознания чувств и идей.
В тот момент Ананде показалось, что Учитель скончался, но Будда стал проходить через все стадии обратно, пока не дошел до второй стадии, после чего перешел к третьей и четвертой стадиям вознесения. И, выходя из последней стадии, он мгновенно исчез.
До этого, когда некоторые ученики Будды принялись рыдать, услышав новость о его кончине, он упрекнул их за то, что вместо того чтобы радоваться, они скорбят:
«В этот час радости не следует горевать. Ваше отчаяние неуместно, и вам следует восстановить свое самообладание. Столь труднодостижимая цель, которую в течение многих эонов желал я достичь, сейчас, наконец, находится близко. Когда цель достигнута, не будет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра или эфира: постоянное блаженство, которое невозможно описать, спокойствие, которое не отнять. И когда вы слышите об этом и знаете, что никакие
перемены не омрачают это состояние и что ничего там не может умереть — как же после этого у вас еще остается место для печали? В Гайе , в то время, когда я получил просветление, я избавился от причин становления, которые являются всего лишь клубком ядовитых змей; теперь же настает час избавиться от этого тела — вместилища всех поступков, совершенных в прошлом. Разве теперь, когда это тело, содержащее в себе столь много болезней уходит; когда исчезает опасность перерождения, когда, наконец, я избавляюсь от колоссальных и бесконечных страданий — вы огорчаетесь?..»
Считается, что Будда дожил до почтенного возраста в восемьдесят лет; он учил и проповедовал в течение сорока пяти лет, начиная с того момента, когда в тридцать пять он достиг наивысшего просветления.
Филипп Капло - Дзен жизни и смерти для живых и мертвых: Практическое и духовное руководство.